Как известно, в 'Артек' во все времена было попасть очень сложно - надо было быть или очень талантливым, или очень умным, или ребенком высокого партийного работника. Нельзя сказать, что в последние годы сохранилась такая же тенденция. Скорее наоборот, в международном детском центре могли отдыхать дети по льготным государственным путевкам либо же те, чьим родителям это было по карману, - путевки стоили более двух тысяч долларов.
По госзаказу
Вопрос с путевками в 'Артек' почти решен - 24 февраля Международный детский центр уже принял первую смену. Произошло это потому, что 18 февраля Президент Украины Виктор Ющенко подписал закон о закупке государством путевок не только в 'Артек', но и в детский центр 'Молодая гвардия'. Сначала 60 миллионов гривен было выделено Кабмином из бюджета за счет сокращения расходов на Секретариат Президента. Затем парламент принял закон о государственной поддержке и особенностях функционирования детских центров, которым предусмотрено финансирование в сумме почти 82,5 миллионов гривен за счет госбюджета. Хотя этот закон Ющенко недавно вернул в Раду. Повод - земельные вопросы. Но, несмотря на это, первый транш от Министерства по делам семьи, молодежи и спорта 'Артек' все-таки получил. Кроме того, для обоих лагерей теперь предусмотрены и льготы по налогообложению. В частности, лагеря освобождаются от уплаты налогов с деятельности по оздоровлению и отдыху детей, а также с них списываются уже существующие долги.
По словам министра по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко, 'в целом за счет госбюджета планируется оздоровить 28 тысяч детей, из них 20 тысяч в 'Артеке' и 8 тысяч в 'Молодой гвардии'. Таким образом, государство намеревается покупать за бюджетные средства 90% путевок в 'Артек' и 100% путевок в детский центр 'Молодая гвардия' (лагерь, расположенный недалеко от Одессы на 40 га с отдельным пляжем). Татьяна Кондратюк, заместитель министра по делам семьи, молодежи и спорта, говорит, что министерство гарантирует 100-процентную загруженность этих лагерей. Министерство финансов уже посчитало, что день пребывания одного ребенка в 'Артеке' государству обойдется в 225 гривен 44 копейки (смена - 4734 гривни 24 копейки), в 'Молодой гвардии' - 145 гривен (смена - 3045 гривен).
Правда, по словам Бориса Новожилова, генерального директора МДЦ 'Артек', у лагеря пока нет никаких гарантий, что государство выкупит 90% путевок. 'Скорее всего, этого не произойдет, - сказал в интервью 'Главреду' Борис Валерьевич. - Да, в законе речь идет о 90%, но этот закон еще не принят. Что же касается постановления Кабмина, то там написано, что за государственный счет в 2009 году будет приобретено 15 тысяч путевок (напомним, 'Артек' может реализовывать до 25 тысяч), и в указе Президента тоже записана цифра 15 тысяч. Сегодня я еще не готов сказать, какое количество путевок выкупит государство. Но, насколько мне известно, речь идет о сумме 73 миллиона гривен. Это все, что подписано и вступило в действие. Для приобретения квоты путевок в 90% скорее всего необходимо будет дополнительно изыскивать в бюджете еще несколько десятков миллионов гривен, что, по моему мнению, проблематично. В связи с этим 2009-й может стать годом переходного периода, и за государством останется квота, определяемая выделенной суммой в 73 млн. Порядок, по которому будут распределены эти путевки, - будут ли они полностью бесплатными или частично, - определяет Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, именно оно и является распределителем этих средств. Думаю, ясность будет внесена уже на следующей неделе'.
Что же касается коммерческой цены на путевки в 'Артек', то, по словам гендиректора детского лагеря, она еще окончательно не определена. 'Это будет сделано, как только станет ясна загрузка центра. Тогда мы поймем, какое количество путевок можно продать на рынке и по какой цене. Я вчера вышел с заседания Кабмина, которое было по 'Артеку', по выполнению тех поручений, которые давались правительством, с пониманием того, что до вторника поставленный вопрос должен быть решен'.
Избранные посредники?
Но, как ранее заверял Юрий Павленко, теперь только пять тысяч путевок (10%) будут реализованы непосредственно 'Артеком' по коммерческой цене. И то через свободную продажу, но без посредников. 'Это означает, что не будет никаких накруток на стоимость путевки', - отметил Юрий Алексеевич. 'Ранее это делалось через туристические фирмы, - говорит Кондратюк. - В первые месяцы года им продавались путевки, чтобы хоть на какие-то деньги можно было содержать лагеря, платить зарплату персоналу. Так как сегодня в дело вмешалось государство, такой необходимости не будет. В прошлом году и 'Молодая гвардия' не получала 100% финансирования. С 2006 года, когда она попала в ведомства министерства, мы ее постепенно приводили в порядок, но выкупали только большую часть путевок. В этом году государственная поддержка обоих лагерей - политическое решение'.
Из всего вышесказанного получается, что путевки в 'Артек' и 'Молодую гвардию' будут реализовываться со скидкой или выдаваться бесплатно детям-сиротам и инвалидам, из необеспеченных или многодетных семей, детям военнослужащих, шахтеров. И лишь с небольшой части 'Артек' сможет получать прибыль.
Если вернуться к посредникам и накруткам, то Борис Валерьевич откровенно удивляется, почему для начала не определить значение понятия 'третьи лица'. 'Кто это? Туристические компании, корпоративные клиенты? - спрашивает он. - Я не знаю ни одного санатория на ЮБК, который бы продавал свои путевки прямо у себя на территории и тем более в таком количестве. Или давайте нарисуем картину: кто-то из родителей детей из Харькова, Москвы или Новосибирска должен в феврале или марте сесть на поезд или самолет и приехать в Крым, чтобы купить путевку, а потом летом привезти сюда же своего ребенка. Нонсенс! Тем более речь не идет о десяти или ста путевках, а о тысячах. На сегодняшний день речь идет о 8-10 тысячах путевок. 'Артек' всегда предлагал всем туроператорам реализовывать свои путевки. Мы должны доверять профессионалам, которые, например, могут организовывать сопровождение и доставку детей со всего бывшего Советского Союза. Если же 'Артеку' выстраивать свою собственную сеть продаж путевок по всей Украине и СНГ, то понадобится открывать представительства, по крайней мере, во всех областных центрах Украины и нескольких городах-миллионниках СНГ. Расходы на содержание 30-35 офисов обойдутся как минимум в 20-25 миллионов грн в год. Естественно, эти суммы наложатся на их себестоимость, и можно себе представить, на сколько увеличится стоимость путевки в 'Артек'.
На вопрос, предоставлял ли 'Артек' в прошлом году путевки одной туристической фирме, Борис Валерьевич, сказал, что в туризме существует определенная специализация. 'В разное время путевки 'Артек' продавал в основном разным туроператорам, которые находятся на рынке детского отдыха. Всегда на выгодных для 'Артека' условиях. Мы организовывали лоты, которые включали в себя путевки как в высокий, так и в низкий сезон, с разной комфортабельностью'. Он говорит, что на тех же условиях руководство лагеря начало переговоры с туроператорами по вопросам реализации путевок как в Украине, так и в России. Но в связи с тем, что цена от государства неизвестна, руководство лагеря приостановило все переговоры.
'После того как ситуация прояснится, мы их возобновим, - сказал гендиректор 'Артека'. - Потому что сегодня в условиях кризиса никто не знает, какой будет курс гривни. А нам это важно, поскольку он влияет на формирование себестоимости путевки. Туроператоры сегодня не хотят рисковать, покупая путевки в феврале, чтобы потом реализовывать их в июле или августе. И вообще, если я правильно понимаю, как работает туристический рынок, то все туроператоры между собой связаны. Любая турфирма, специализирующаяся на определенных программах и турах, может перепродать их другой компании. И наоборот'.
Если верить Новожилову, то самые выгодные компании для 'Артека' в прошлом году - 'Оздоровление' и 'Новые технологии'. 'В 2008 году эти две компании предложили нам лучшие условия. Они выполняли график платежей, уже начиная с февраля-месяца, по сути позволив 'Артеку' получить необходимые оборотные средства и обеспечить прием зимних и весенних смен. Тем самым они взяли на себя часть рисков, связанных с инфляционными процессами в Украине, которые имели место в 2008 году. Мы понимаем, что в 2009 году сложилась еще более сложная экономическая ситуация не только для 'Артека', но и для страны в целом, развитие которой никто даже не берется прогнозировать. Но уже не секрет, что покупательная способность населения будет в корне отличаться от прошлогодней', - сказал гендиректор.
На сайте детского центра 'Артек' до сих пор есть контакты этих бывших официальных партнеров лагеря - государственного предприятия 'Новые технологии' и общества с ограниченной ответственностью 'Украинский курортный центр 'Оздоровление'. Правда, у обоих предприятий почти одинаковые номера киевских телефонов (разница в одну цифру), которые к тому же все время не отвечают. Не работают и официальные сайты этих экс-артековских представителей.
Тем не менее, еще недавно Украинский курортный центр 'Оздоровление' на своем сайте писал, что эта компания - официальный представитель ГП МДЦ 'Артек' по реализации путевок на территории СНГ (лицензия туроператора ?302871 от 27.12.2006г). Причем эта фирма реализовывала исключительно 'Артек' и никакие другие лагеря. Что касается 'Новых технологий', то из некоторых источников известно, что эта компания - структурное подразделение госуправления делами при Президенте Украины, хотя на его официальном сайте о нем упоминания нет.
Подобная история с официальными представителями по продаже путевок в 'Артек' и в России.
Как продать, чтобы не потерять?
Получается, что если эти туристические компании были официальными представительствами, то логично, что 'Артек' заключил с ними договор, а значит - детский центр, проверив компании, взял на себя ответственность за их деятельность. Но возникает новый вопрос: почему эти представители - малоизвестные фирмы?
Следует заметить, что по данным Счетной палаты Украины, которая, как известно, осуществляет контроль от имени Верховной Рады за поступлениями в бюджет средств и их использованием, проверка в 'Артеке' проводилась в течение 2007-2008 года. Выводы комиссии о том, что за пять лет количество продаваемых путевок в лагерь снизилось на 36%, были утверждены на коллегии в конце июля прошлого года. Кроме этого, в пресс-службе Счетной палаты отметили, что в тот период существовало искусственное завышение цен на путевки, так как они реализовывались через посредника. Только за период с 2007-го по 2008 год лагерь 'Морской' из-за продаж через коммерческие структуры потерял около 20 миллионов гривен. В общем же коммерческие структуры, которые продавали путевки в 'Артек', просили за них в 1,5-2,5 раза больше, чем закупали у Центра.
Специалисты в области туризма говорят, что одним из крупных операторов, продающих детский отдых в Крыму, является компания 'Детки'. На ее сайте сохранились прошлогодние цены на отдых в 'Артеке'. Три пиковые летние смены продавались по цене от 4 тысяч 200 гривен (комплекс 'Прибрежный' - это лагеря 'Лесной', 'Полевой', 'Речной' и 'Озерный') до 10 тысяч 800 гривен (за вышеупомянутый лагерь 'Морской', с которого и начинался 'Артек'). На сайте самого 'Артека' наименьшая из указанных цен - 4 тысячи 300 гривен, наибольшая - 11 тысяч 100 гривен. К сожалению, уполномоченный говорить об 'Артеке' генеральный директор компании 'Детки', сославшись на огромную занятость, решил не отвечать на вопросы 'Главреда'. Если туристические гиганты говорить не хотят, мы начали с малого. Позвонили украинскому туроператору 'СНП-КРЫМ'. Там нам сказали, что они брали 'Артек' у компании 'ЛНС Класс-тур', а прибыль получали согласного агентскому договору между двумя компаниями. В 'ЛНС Класс-тур' нам тоже не повезло - никто кроме директора отвечать не захотел. Директор же обещал вернуться и, возможно, ответить на наши вопросы, только через неделю: Более чем странные совпадения?
Но если все же допустить, что через какие-то определенные фирмы руководство 'Артека' зарабатывало на путевках - получало какой-то процент от прибыли, то это наглядный пример коррупции. Почему его так поздно заметили? Хотя с другой стороны (при условии, что зарабатывали только фирмы) - путевки в детский оздоровительный центр - в первую очередь туристический продукт, который руководство 'Артека' должно как-то реализовывать. Как и любой другой продукт, путевки могут продаваться через посредников (как это происходит с путевками в другие детские лагеря, в том числе и в зарубежные), которые помогают туристам подготовить документы, организовывают трансферт. Иной вопрос - что схема такой продажи вызывает подозрения у многих, ведь речь идет об уникальном центре - достоянии страны, на которое государство, так или иначе, выделяет немалые деньги. Было бы меньше вопросов, если бы 'Артек' продавали через нескольких туроператоров, всех тех, кто бы выразил желание работать с детским центром. Также можно говорить и об организации онлайн-бронирования непосредственно на сайте 'Артека'. В этом случаи деньги за путевки поступали бы не на счета туристических фирм, а напрямую в 'Артек'. Это был бы пример не только прозрачного расчета, но и способ избавиться от необходимости платить двойную комиссию - избранным туроператорам и множеству туристических агентств.
Как бы там ни было, если реально 'Артек' должен будет непосредственно на месте продавать остатки путевок, то возникнет вопрос другого рода - если 90% путевок, как говорят в министерстве, будет распространяться через него, то как и кто может проконтролировать, чтобы путевки попадали по назначению, а именно детям-сиротам и инвалидам, из необеспеченных или многодетных семей, детям военнослужащих, шахтеров, а также талантливым детям (особенно летом)? Ведь при обещанном дефиците коммерческих путевок соблазн отдать что-то не в те руки будет велик.
Как ни крути, если Украина по уши погрязла в коррупции, то отдельным организациям (даже если бы они очень этого захотели) очень сложно выбраться из этого болота. Возможно, стоит попробовать посмотреть дальше собственного носа. У 'Артека' нынче большие проблемы, которые собственными силами детский центр решить не может. Руководство лагеря, правительство, местные чиновники и родители должны сделать все, чтобы детям в раю у моря было бы легко и комфортно.