Официальная причина - прекращение действия двустороннего российско-украинского соглашения по системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН), действовавшего с 1997 года. По словам наших собеседников, "Днепры" теперь находятся в ведении Национального космического агентства Украины, и для нашего военного ведомства не представляют никакого стратегического интереса.
В НКАУ "Сегодня" подтвердили, что радары находятся в их ведении, переход на новый режим работы вызван исключительно истечением срока действия договора по СПРН.
Есть и другая точка зрения. "Это шаг политический, а не технический, - сообщил "Сегодня" на условиях анонимности старший офицер Генштаба ВСУ. - Соседям не нужны радары, давно нуждающиеся в глубокой модернизации и перестройке на цифровые технологии, но это полбеды. Россияне адекватно отреагировали на пронатовские шаги Ющенко, Еханурова и все наши ПДЧ, а Украина еще больше стала напоминать буферную зону между Западом и Россией, между которыми никак не найдет своего места".
Источник в одной из частей ПВО Украины видит в последних событиях даже некий плюс: "Расчеты в Севастополе и Мукачеве, которые до этого несли круглосуточное дежурство, теперь переходят на 8-часовую смену, и будут работать только днем, так что семьи спецов будут довольны".
Кстати, в Минобороны РФ подтверждают, что доставшиеся Украине в наследство от Союза "Днепры" требовали модернизации и соответственно немалых средств (ежегодная плата Украине за использование станций составляла 1,3 млн долларов). На замену им вводится новейшая РЛС "Воронеж" в Армавире, мощность которой на порядок выше устаревших радаров.
К истории вопроса. "Днепры" были частью общесоюзного противоракетного щита. Они должны были предупреждать о старте вражеских ракет в направлении СССР. После распада Союза ту же функцию они выполняли для России. Более года назад, 25 января 2008 года, Госдума приняла закон о денонсации соглашения между правительствами двух стран о СПРН. В ответ в августе прошлого года Виктор Ющенко приостановил действие другого соглашения - о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, подписанного в рамках СНГ в Москве 6 июля 1992 года.