В отличие от своего предшественника Владимира Путина, который как-то признался, что не отправил за всю свою жизнь ни одного электронного письма, президент России Дмитрий Медведев - фанат интернета. Он завел на сайте Кремля (www.kremlin.ru) свой видеоблог. России придется пойти по его стопам. Недавно по его распоряжению был запущен масштабный план информатизации страны.
Невзирая на воздействие экономического кризиса, Россия планирует к 2015 году войти в число наиболее информатизированных стран мира. Руководство страны прекрасно понимает, что для достижения этой цели нужно будет идти вперед семимильными шагами. 'Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а . . . наоборот, нарастает', - с огорчением заметил г-н Медведев на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России, органа, созданного по его инициативе в ноябре 2008 года.
Первыми на очереди в этой модернизации стоят государственные структуры, им предложено изменить стиль работы. Ведомства ежемесячно переводят тонны бумаги, компьютеры там используются как пишущие машинки, заявил президент и с сожалением отметил, что его сограждане не имеют возможности выполнить ни одной административной формальности со своего личного компьютера.
Одно время, действительно, стоял вопрос о создании большого портала, где российские пользователи интернета - компьютер есть у каждой четвертой семьи - могли бы найти ответы на свои вопросы о многочисленных административных процедурах. Сайт должен был заработать в январе. Дмитрий Медведев с сожалением отметил, что этого сделано не было, но не уточнил причин этой неудачи.
Упрощение административных процедур стало бы хорошей новостью для большинства россиян, сталкивающихся в повседневной жизни с бюрократическим диктатом. Приватизация квартиры, покупка участка земли, получение социальной помощи или уплата штрафа - все это требует поистине титанических усилий. Целые дни могут уходить на то, чтобы получить документ или поставить печать. Российская бюрократия, которую высмеивали многие писатели от Николая Гоголя до Михаила Зощенко, осталась прежней - архаичной, неэффективной и бессмысленно усложненной.
Такая простая процедура как уплата штрафа требует ангельского терпения и немалых усилий. Лена, молодая москвичка, изведала это на собственном опыте. Чтобы выплатить административный штраф в размере 2000 рублей (40 евро), она недавно отправилась в приемную ГУВД Москвы, расположенную по адресу Покровка, 38 (так в тексте, прим. перев.). У инспектора, занимающегося штрафами, дел невпроворот, и он этого не скрывает. Более того, выясняется, что у него закончились бланки, и он предлагает Лене прийти в другое время.
Вскоре решение нашлось: Лена готова пойти в соседний коммерческий центр и сделать копии с единственного оставшегося бланка. Офицер соглашается. Все идет как по маслу. Сделав копии, Лена заполняет один бланк, протягивает его инспектору, тот выдает ей квитанцию. С ней Лена должна пойти заплатить нужную сумму в Сбербанке, а затем вернуться к инспектору, чтобы получить подтверждение своей оплаты. Когда Лена увидела печать 'штраф оплачен', она решила, что процедура завершена.
Вовсе нет. По правилам она теперь должна подписать квитанцию у начальника. Печать сама по себе ничего не значит, лишь подпись начальника может действительно засвидетельствовать уплату штрафа, объяснил ей инспектор. Итак, Лена отправляется к кабинету начальника. Зайдя в приемную, она понимает, что ничего хорошего ждать не приходиться: в очереди толпятся человек тридцать, по рукам ходит список из 108 фамилий, Лена будет 109-м номером, желающим получить подпись начальника. Никаких шансов попасть к нему сегодня. Что же делать?
Молодая секретарша наверняка сможет помочь. Лена попросила у нее совета, и та по секрету сообщила ей, что на третьем этаже есть еще один начальник, уполномоченный подписывать квитанции. Лена, вооруженная паролем 'я от Любы из приемной', поднимается на третий этаж и там получает долгожданную подпись. Эта эпопея заняла у Лены более двух часов. 'Вся наша жизнь состоит из подобных эпизодов, мельчайший шаг требует значительных усилий. Нужно заниматься только этим, на работу времени уже не остается', - вздыхает Лена.
Возможность выполнять подобные формальности с помощью своего личного компьютера или мобильного телефона - как это делают эстонцы, адепты всеобщей информатизации - несбыточная мечта для россиян. Мало кто из них верит, что стратегия развития информационного общества, которую начал проводить Кремль, станет явью. По одной простой причине: государственные организации без энтузиазма относятся к информатизации. Именно этот вывод содержится в отчете Института современного развития, 'мозговом центре', созданном президентом Медведевым.
Информационные технологии считаются ненадежными, нет ничего лучше бумаги. Чтобы убедиться в этом, достаточно войти в любое здание суда, предприятия или института. Там вы увидите вахтера, который от руки переписывает в толстый талмуд данные удостоверения личности, которые ему предъявляют. Зачем нужны эти толстые книги с таинственными письменами в век видеокамер и информационных технологий?