В крохотной камере одной из печально известных московских тюрем человек, некогда бывший богатейшим в своей стране бизнесменом, ожидает суда, который, по мнению многих, станет серьезной проверкой для российского правосудия и для президента Дмитрия Медведева, заявляющего о своей приверженности идеям главенства закона.
Во вторник бывший миллиардер и нефтяной магнат Михаил Ходорковский вновь сядет на скамью подсудимых. Он обвиняется в финансовых преступлениях, связанных с нефтяной компанией, ставшей под его руководством крупнейшей в России.
Когда шесть лет назад Ходорковский был осужден в первый раз, многие в России сочли падение 45-летнего бывшего комсомольского активиста победой над так называемыми олигархами, в годы после распада Советского Союза разграбившими ценные промышленные активы страны.
Впрочем, были и те, кто полагал, что настоящее преступление Ходорковского состояло в том, что он бросил вызов Кремлю и Владимиру Путину, занимавшему на тот момент пост президента.
Сейчас, уже при главе государства, его ждет новый суд, который должен стать испытанием готовности Медведева искоренять то, что он в своей известной речи назвал российским 'правовым нигилизмом', и повышать доверие к судебной системе, которую нередко считают просто политической дубинкой.
'Поговорите с любым нормальным человеком - адвокатом, экономистом, просто с любым нормальным человеком - так называемую логику этого дела понять просто невозможно', - заявил The Associated Press ведущий адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.
Несчастья Ходорковского начались в 2003 году, когда он был арестован вооруженными людьми на взлетной полосе сибирского аэродрома. Два года спустя его приговорили к восьми годам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов и мошенничество, связанное с его нефтяной империей 'ЮКОС', некогда крупнейшим российским производителем нефти.
Последние годы, до того как на прошлой неделе его вместе с его давним партнером по бизнесу Платоном Лебедевым перевели в Москву в 'Матросскую тишину', Ходорковский провел в сибирской тюрьме в 4000 милях от Москвы.
Генеральная прокуратура предъявила ему новые обвинения две недели назад. Ходорковский и его партнеры подозреваются в том, что за шесть лет они присвоили и отмыли 25 миллиардов долларов из средств 'ЮКОСа' и его дочерних компаний.
Ходорковскому, как и другим олигархам, разбогатевшим в хаосе девяностых благодаря сомнительным аферам, сочувствуют в России немногие. В какой-то момент журнал Forbes назвал его самым богатым человеком России, оценив его состояние в 15 миллиардов долларов.
Однако, по словам его адвокатов, обвинения в краже 25 миллиардов выглядят неправдоподобно. Многие убеждены, что настоящая провинность Ходорковского состояла в том, что он нарушил соглашение могущественных воротил бизнеса с Кремлем держаться вне политики. Его сторонники уверяют, что он пострадал за то, что финансировал оппозицию и, как считалось, имел политические амбиции.
Иногда указывают также на его амбиции в нефтяной сфере: он собирался построить неподконтрольный Кремлю нефтепровод и самостоятельно экспортировать за рубеж российские углеводороды.
По мнению сторонников, новый процесс должен удержать его за решеткой до президентских выборов 2012 года, за год до которых истекает его нынешний срок. В августе суд отверг его просьбу о досрочном освобождении.
Ходорковский и его сторонники продолжают привлекать внимание общественности к делу, предавая гласности произвольные, по мнению адвокатов, решения сибирских судов, которые, например, отправляли его в одиночную камеру за данное журналу интервью или за документы о правах заключенных.
На прошлой неделе дело приняло новый оборот, когда человек, называвший себя сокамерником Ходорковского, обвинил его в сексуальных домогательствах. Суд в Москве не признал эти обвинения. По словам сторонников, речь шла о попытке замарать репутацию Ходорковского.
'Люди, посадившие его тюрьму, не хотят, чтобы он когда-нибудь вышел. Они боятся, что время уходит... что ситуация в стране меняется', - считает аналитик московского аналитического центра 'Индем' Юрий Коргунюк.
Под 'меняющейся ситуацией' подразумевается приход к власти Медведева - бывшего преподавателя права, избранного год назад президентом и много говорящего о реформе судебной системы.
Медведев дал надежду правозащитникам, когда, по слухам, приказал отозвать законопроект, серьезно расширявший понятие государственной измены. После того как московские присяжные оправдали троих подозреваемых в убийстве известной журналистки Анны Политковской, Медведев упрекнул прокуратуру за неумение работать с присяжными.
Впрочем, он также подписал закон, запрещающий рассматривать дела о терроризме и государственной измене судом присяжных. По мнению правоведов, подобная мера может облегчить осуждение оппозиционных политиков.
'Он не слишком-то выполняет свои обещания', - говорит директор московского отделения Human Rights Watch Эллисон Джилл (Allison Gill).
Тем временем Борис, 75-летний отец Ходорковского, говорит, что он не только надеется на то, что суд будет честным, но и ждет этого.
'Я действительно возлагаю все свои надежды на нынешнего президента. До сих пор я испытывал к нему глубочайшее уважение, но я не знаю, что случится дальше', - заявил он в интервью AP Television News.