Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Напряженность в Арктике усиливается

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последняя горячая новость в арктической политике: в пятницу появилось сообщение о том, что накануне визита в Оттаву президента США Барака Обамы канадские истребители совершили перехват российского бомбардировщика. Прозвучала она в момент, когда Норвегия и ее скандинавские соседи рассматривают возможность заключения военного пакта о совместной обороне против потенциальной агрессии на полярных рубежах

Последняя горячая новость в арктической политике: в пятницу появилось сообщение о том, что накануне визита в Оттаву президента США Барака Обамы канадские истребители совершили перехват российского бомбардировщика. Прозвучала она в момент, когда Норвегия и ее скандинавские соседи рассматривают возможность заключения военного пакта о совместной обороне против потенциальной агрессии на полярных рубежах.

Предлагаемая к принятию скандинавская "декларация солидарности" - а принять ее было рекомендовано в недавнем докладе, утвержденном правительствами Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии - должна быть рассмотрена в мае на саммите министров иностранных дел этой пятерки государств.

Доклад подготовлен бывшим министром иностранных дел Норвегии Торвальдом Столтенбергом (Thorvald Stoltenberg) - отцом нынешнего норвежского премьер-министра Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg). В нем звучит призыв к активизации сотрудничества между скандинавскими странами, включая датскую Гренландию, которое становится все более актуальным в эпоху таяния льдов в Арктике, когда Северный Ледовитый океан открывается для морского судоходства, туризма и поисков месторождений нефти.

"Скандинавские страны должны выступить с совместной декларацией солидарности", - отмечается в докладе Столтенберга. Это должно стать частью плана с изложением того, "как они будут реагировать в случае внешнего нападения или неправомерного давления на одну из этих стран".

По словам ученого-политолога Роба Хьюберта (Rob Huebert) из Университета Калгари, это еще один признак роста международного интереса к богатой нефтью Арктике, усиления ее стратегического значения для северных стран и - что самое главное - усиливающихся опасений по поводу активизации военной деятельности России в Заполярье.

По словам Хьюберта, предложение скандинавских стран совершенно очевидно было спровоцировано действиями России. В последнее время Москва все чаще сигнализирует о том, что Арктика имеет важнейшее значение для экономического развития России, в связи с чем возрождающаяся российская армия уделяет этому региону растущее внимание.

Наряду с активизацией разведывательных полетов российской авиации в Арктике вблизи воздушного пространства Канады и США Кремль недавно принял решение об усилении боевой подготовки и укреплении военной инфраструктуры на своем Крайнем Севере.

Министр обороны Питер Маккей (Peter MacKay) и премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) выступили в пятницу с жесткими заявлениями, выразив озабоченность в связи с последним полетом русских в Арктике.

Резкая реакция Канады вызвала определенное одобрение, но вместе с тем, и некий скептицизм со стороны критиков, которые считают, что консервативное правительство Канады использовало вполне рядовую встречу с российским самолетом для получения поддержки своим расходам на канадскую армию и развитие арктического региона.

Вместе с тем, Хьюберт заявил, что канадскому правительству крайне важно решительно отвечать на демонстрацию российской военной мощи в Арктике.

"Независимо от наших взглядов на тори, они не командуют российскими военными, - сказал он, - и не они принимают в Кремле решения о полетах этих самолетов".

Хьюберт также отметил, что полеты российской авиации выдвигают на передний план малозаметный вопрос о Северо-Западном проходе. Это спорный маршрут, проходящий через арктические острова Канады, и канадские власти считают его своими внутренними водами. Европейские страны и США опровергают такую точку зрения.

Но если заявление Соединенных Штатов о том, что Северо-Западный проход находится в международных водах, верно, то придется разрешить полеты иностранных самолетов над этим канадским маршрутом - будь-то российская, американская или китайская авиация, отмечает Хьюберт.

© The Montreal Gazette 2009