В воскресенье президент Италии передал российскому лидеру Дмитрию Медведеву ключи от православной церкви и странноприимного дома, расположенных в портовом городе Бари, заявив, что это может помочь сгладить тысячелетний раскол между двумя крупнейшими христианскими церквями.
'Это символ диалога между Русской православной и Католической церквями', - заявил Наполитано (Napolitano) на проходившей в сером каменном здании торжественной церемонии, перед тем как вручить Медведеву символический ключ от комплекса.
Церковь и странноприимный дом были построены на Адриатическом побережье Италии в 450 километрах от Рима в период между мировыми войнами (так в тексте, - прим пер.) на средства православных верующих.
Город Барии имеет особую значимость для отношений между церквями, так как в нем хранятся мощи святого Николая - жившего в четвертом веке епископа, почитаемого и католиками, и православными и считающегося покровителем России.
Процесс передачи местными властями прав собственности занял четыре года и сопровождался слухами о том, что за подобным жестом может последовать первая встреча между Папой и Патриархом Русской православной церкви после церковного раскола 11 века (так в тексте, - прим. пер.).
Церемония передачи должна была пройти в конце декабря, но была отложена в связи со смертью Патриарха Алексия II, главы наращивающей свое влияние Русской православной церкви.
Алексий славился подозрительным отношением к Риму. Он неоднократно обвинял Ватикан в попытках прозелитизма в России, а также на Украине и в Белоруссии - в бывших советских республиках, которые Русская православная церковь традиционно считает своей сферой влияния.
Рим всегда отвергал эти обвинения, однако Алексий отказывался встречаться с Папой, пока Ватикан не изменит свою политику.
Политика Кирилла
Прошедшая в воскресенье в Бари церемония стала первым крупным внешнеполитическим событием в жизни Русской православной церкви при преемнике Алексия Кирилле, который был избран Патриархом в конце января.
Специалисты по России внимательно следят за первыми шагами Кирилла, выискивая признаки смены господствовавшего при Алексии консервативного и изоляционистского курса.
Ранее Кирилл отвечал за внешние связи РПЦ и контактировал со многими из высокопоставленных католических духовных лиц. Его считают человеком с более широкими, чем у Алексия, взглядами, хотя до сих пор в своих публичных заявлениях он был крайне осторожен.
Два года назад, когда Владимир Путин, бывший в то время президентом России, посетил Бари, чтобы начать процесс передачи паломнического центра, ходили слухи, что это может стать прелюдией к встрече между Алексием и тогдашним Папой Иоанном-Павлом II (John Paul II).
Встреча Папы и Патриарха способствовала бы дипломатическим усилиям Кремля, который хочет вернуть России статус европейской страны и улучшить ее имидж за рубежом.
По словам Путина, он выступал за встречу между главами церквей, но всегда ясно давал понять, что решение, в конечном счете, остается за ними.
Медведев - союзник Путина, пришедший в Кремль в прошлом году - не упоминал в своей речи о значимости происходящего для возможного примирения церквей и сконцентрировался вместо этого на двусторонних связях.
'Подобные инициативы - это часть нашего многопланового сотрудничества, которое сплачивает Россию и Италию', - заявил он.
Кирилл в своем обращении по поводу передачи комплекса также избегал темы межцерковных отношений.