Один из моих прошлых визитов в Украину пришелся на период Оранжевой Революции. Я был свидетелем небывалого духовного подъема украинского народа, вызванного ненасильственным преобразованием общества. После окончания холодной войны и сложных политических перемен на постсоветском пространстве, это был положительный знак. Люди в Украине на деле доказали возможность осуществления новых позитивных надежд, проявили целеустремленность и приверженность идеалам ненасилия. В критический и трудный момент не только для Украины, но и для всего мира это стало редким историческим достижением.
Однако с тех пор прошло много времени и новости о происходящем в Украине меня сильно разочаровывали. Страна в постоянном кризисе, пришедшие к власти лидеры обманули надежды людей, иллюзии в отношении политиков рухнули.
Давайте обратимся к Лотосовой Сутре и примеру самого Будды, и увидим, насколько актуальным является учение о бодхисаттве (1), и как оно соответствует современной ситуации в Украине. Мне кажется, что в главе Лотосовой Сутры под названием "Девадатта" лежит ответ на этот вопрос. (2)
Будда говорит, что в течение неисчислимых кальп (3), из жизни в жизнь, возрождаясь, он становился правителем страны, царем целого народа. Такие добродетели обретает тот, кто хранит десять заповедей, следуя десяти добрым деяниям шила-парамиты (4). Надо отметить, что никто из современных правителей их не соблюдает.
В Сутре сказано:
"- В прошедшие века в течение неисчислимых кальп я искал Сутру о Цветке Дхармы, и не было во мне лености и усталости. В течение многих кальп я, возрождаясь, становился царем некой страны, но давал обет искать непревзойденное бодхи и никогда не отступался от этого в своем сердце."
То есть, для Будды все началось с клятвы, без которой невозможен духовный поиск. Мотив этого поиска - достичь наивысшего просветления. Именно наивысшего, не среднего и не низшего! Благодаря силе клятвы, бодхисаттва никогда не останавливается в пути, не отступает и не устает в своих поисках.
Зачем Царю нужно искать наивысшее просветление? Чтобы спасти свою страну, людей, спасти всех живых существ, и даже саму землю привести к состоянию высшего совершенства Будды. В этом была его цель. Но быть лидером еще не значит быть способным осуществить все это. Для этого необходимо наивысшее просветление, нужна Лотосовая Сутра.
"Царь усердно делал подаяния, не жалея в сердце о слонах, конях, семи редкостных драгоценностях, странах, городах, женах, детях, слугах, служанках, свите, голове, глазах, костном и головном мозге, плоти, руках и ногах, и не щадил собственной жизни"...
"Ради Дхармы царь оставил страну и престол и передал управление царевичу. Ударив в барабан и возгласив на четыре стороны свое намерение, он искал Дхарму, говоря: "Может ли кто-нибудь поведать мне о Великой Колеснице? (5) Я до конца жизни буду делать подношения и служить тому человеку".
Первое, что сделал Царь - отдал все, чем обладал даже страну и царский престол. Более того, он жертвовал своим телом: глазами, головой, руками, ногами и всей своей жизнью. Настоящие деяния бодхисаттвы начинается, прежде всего, с того, чтобы отдать все. Даяние - это первый шаг.
Принято считать "вышедшим из дома" того, кто стал буддийским монахом, надевает монашеские одежды, соблюдает заповеди, живет в монастыре и практикует медитацию. Но такая жизнь еще не значит, что человек совершает даяние. В биографии Будды Шакьямуни есть эпизод, называемый великим отречением, когда принц Сиддхартха оставляет свой дворец, и карьеру Чакравартина - царя, вращающего колесо (6), то есть высшего среди всех царей, который правит всем миром. Однако истинный смысл понятий "вышедший из дома", "бхикшу-бодхисаттва" заключается в даянии, подобном поступку царя, готового отдать даже свою жизнь.
Итак, царь оставил все, бил в барабан и странствовал повсюду. Поэтому, если вы ищите мудрость, ищите Чудесную Дхарму (7), если вы хотите спасти свою страну - оставьте все и странствуйте. Без движения нельзя найти мудрость.
"В то время был один святой. Придя к царю, он сказал: "У меня есть сутра Великой Колесницы, она называется Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Если не будешь мне перечить, я действительно поведаю тебе о ней.
Царь, услышав слова святого, подпрыгнул от радости и последовал за святым. Он делал ему всевозможные подношения, собирал плоды, зачерпывал воду, приносил хворост, готовил пищу, а также делал свое тело сидением для святого, никогда не ощущая усталости ни в теле, ни в мыслях. Он прислуживал святому тысячу лет и ради обретения Дхармы усердно всем его снабжал, так что у святого ни в чем не было недостатка."
Царь, встретив учителя, стал заниматься простой физической работой: заготавливал сено, приносил воду, собирал фрукты и травы, готовил пищу и подносил ее учителю, который учил его Лотосовой Сутре. И с глубоким смирением учился. Он возвышал Учителя, предлагая свое тело в качестве сидения. Так проявились скромность и смирение царя. Раньше тысячи других людей служили ему, но ради спасения страны он сам стал слугой и был им в течение тысячи лет, при этом никогда не жаловался и не уставал, никогда не считал, что занимается примитивной работой.
Для того чтобы учиться наивысшей мудрости, он не отправился слушать лекции в университет или в библиотеку, чтобы сидеть над книгами, а стал простым тружеником.
Какой контраст с современными правителями! Кто из них возьмется за простейший физический труд и станет служить другим людям, отказавшись от лимузинов, личных водителей, обедов в дорогих ресторанах, множества советников, которые предоставят любую информацию, и не нужно будет самому ничего читать или изучать. Большинство, если им придется трудиться подобным образом даже только один день, наверняка посчитают это бессмысленным, подумают: "ради чего я делаю такую грязную работу?" Будда же, в течение тысячи лет продолжал делать ее совершенно бесплатно, не считая бессмысленной или низкой. Считается, что хорошая работа - это возглавлять большую компанию, сидеть в роскошном офисе за большим столом перед компьютером, одетым в дорогой костюм и звонить по телефону, получая при этом $2-3 000 долларов в месяц. В этом мире все перевернуто: те, кто обслуживает других, кто готовит еду, убирает, моет посуду - они получают за свою работу самую мизерную зарплату, этот труд считается непрестижным.
Все современные проблемы из-за того, что люди думают, прежде всего о себе: "Мне нужна работа, зарплата, одежда". Никто не хочет служить другим людям. Люди учатся в университетах, чтобы после окончания иметь возможность получать большую зарплату. Если станешь много зарабатывать, не нужно будет прислуживать другим, а они будут служить тебе.
Но для бодхисаттвы служить- это совсем не низкая работа, потому что так он изучает наивысшую мудрость. Будда в течение тысячи лет делал простейшую работу, чтобы научиться Лотосовой Сутре, которая является ответом на вопрос, как спасти весь мир.
Оставить власть ради поисков мудрости - прекрасная духовная традиция, которую кочевники хранили с древнейших времен. Лотосовая Сутра - ее сердце и корни. В 21 веке большинство историков совсем не понимают важности духовной культуры кочевников. Они думают, что цивилизация - это богатые города, технологии, строительство больших мегаполисов с небоскребами, таких Нью-Йорк или Токио. Преподаватели истории учат именно такому пониманию прогресса и процветания. Цивилизация далеко ушла от естественной жизни, и в этом трагедия современного человека. Но сейчас цивилизации уже некуда дальше идти. Люди могут уничтожить друг друга и весь мир.
Стремление к накоплению и сохранению богатства ведет к тому, что государства готовы воевать за это благополучие до последней капли крови. Это результат того, что истинная духовность забыта. Сегодня лидеры государств, президенты или премьер министры говорят людям: "Нам нужна развитая экономика, вся эта аграрная природная жизнь примитивна, это не наш путь. Чтобы жить богато, нужно развивать науку и высокие технологии. В этом заключается развитие нашего государства". Но, как показывает практика, из-за всего этого люди люди не становятся более счастливыми и на планете нет мира.
Сегодня весь мир подобен горящему дому, в котором люди как дети не знают, что огонь может все уничтожить. Кто может вывести людей из этого великого огня? Это значит выйти из дома, жить на природе и постигать наивысшую мудрость, как поступали все будды. Должен появиться такой бодхисаттва чтобы спасти весь мир, принести всем радость и счастье.
Примечания
1. Бодхисаттва - человек (или иное существо), который принял решение достичь Наивысшей мудрости ради спасения всех живых существ.
2. Девадатта - буддийский монах, а также двоюродный брат Будды Шакьямуни, расколовший общину его последователей монахов, он также пытался убить Будду и считался воплощением всего недоброго. В главе Лотосовой Сутры под названием "Девадатта" Будда Шакьямуни рассказывает о своих прошлых жизнях и долгих поисках Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, о том, каким способом он ее изучал, и как, благодаря этому, в конечном итоге стал Буддой. По словам Будды, в прошлых жизнях он учился Лотосовой Сутре у Девадатты. Также Будда предсказывает, что Девадатта станет Буддой, достигнув наивысшего просветления.
3. Кальпа - период времени, равный 4,32 миллиардам земных лет.
4. Парамита - (санскр. другой берег"). Шесть парамит - это шесть взаимосвязанных совершенств, ведущих бодхисаттву к наивысшему просветлению. Среди них - даяние, моральное совершенство (шилапарамита), терпение,усердие, созерцание (медитация), мудрость, не имеющая высшего предела.
5. Великая Колесница - высшая истина, единое для всех учение о наивысшем просветлении, путь.
6. Царь, вращающий колесо - словосочетание, обозначающее великого царя, правящего согласно принципам высшей справедливости
7. Чудесная Дхарма - высшая Истина, путь, часть названия Лотосовой сутры. Полностью она называется "Сутра о цветке Лотоса Чудесной Дхармы"