Вчера российская газета 'Коммерсантъ' написала, что президент Обама предложил России сделку: если мы вместе предотвратим создание Ираном ядерного оружия, то США не будут строить в Польше и Чехии противоракетный щит. Если это правда, то Польша должна радоваться.
'Коммерсантъ' утверждает, что в письме, направленном недавно Дмитрию Медведеву, Обама 'сделал сенсационное предложение. В послании говорится, что решение иранской проблемы полностью ликвидирует причину развертывания ПРО в Европе, поэтому если Москва и Вашингтон выступят в переговорах с Ираном единым фронтом, то о программе ПРО можно будет забыть. Ответа на это предложение в Вашингтоне пока не получили, и вряд ли какую-либо ясность по этому поводу принесет будущая встреча Хиллари Клинтон и Сергея Лаврова. Основные надежды возлагаются на предстоящие встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы'.
'Коммерсантъ' ссылается на источник, 'близкий Белому дому', но в Вашингтоне пока никто не подтвердил ни факта существования письма, ни его содержания. Пресс-служба Совета национальной безопасности при президенте США обещала дать нам комментарий по этому вопросу, но на момент сдачи номера в печать так и не огласила его позицию.
Допустим, письмо существует, и его содержание примерно таково - хотя русские, естественно, могут преувеличивать, утверждая, что в нем содержатся столь категорические заявления.
Уже несколько недель команда Обамы пытается втянуть Россию в дипломатическую игру - помимо Афганистана и ядерного разоружения, главным образом, по вопросам Ирана и противоракетной обороны.
Почти три недели назад Хиллари Клинтон заявила: 'Если бы удалось изменить поведение иранцев по вопросу их ядерных амбиций, то мы могли бы пересмотреть планы ПРО'.
И осторожно добавила: 'Но до этого слишком далеко'.
Команда Обамы, безусловно, дает России сигналы, но хочет, чтобы сделка, если она состоится, была заключена на условиях Вашингтона.
В пятницу заместитель государственного секретаря по европейским делам Дэниел Фрид (Daniel Fried) заявил, что на встрече с Лавровым 'россиянам напомнят о том, что для США неприемлемы претензии России на сферу влияния в Восточной Европе, которая давала бы России право голоса по вопросам, например, противоракетной обороны'.
Таким образом, США показывают Москве и кнут и пряник. По сути дела, как сообщает нам хорошо информированный источник, их предложение Москве выглядит так: 'вы должны в полной мере сотрудничать с нами по вопросу Ирана'.
И - здесь 'Коммерсантъ' явно ошибается - недостаточно просто 'выступить единым фронтом', этот совместный натиск должен оказаться эффективным. Только тогда США могут приостановить создание элементов системы ПРО в Европе. Но если вынудить Иран отказаться от ядерных планов не удастся, то щит будет создан, потому что перед лицом иранского ядерного оружия НАТО не может быть беззащитна.
Кроме того, правительственные эксперты в Вашингтоне не могут точно сказать, какое влияние Россия может действительно оказать на Иран. Даже московский эксперт Дмитрий Бабич говорит нашей газете: 'Вашингтон явно переоценивает наше влияние на Тегеран. В действительности оно невелико'.
В Вашингтоне серьезно рассматриваются три варианта: 1) Вместе с Москвой удастся сдержать Иран, США отказываются от щита в Европе; 2) Переубедить Иран не удастся, США и НАТО создают щит вместе с Россией, для которой Иран является угрозой; 3) Иран развивает ядерную и ракетную программу, но привлечь к сотрудничеству Москву не удается, США строят в Польше и Чехии элементы системы ПРО.
Что все это означает для Польши?
Во-первых, если Москва вступит в переговоры на таких условиях, то она фактически признает то, что долго отрицала: что система ПРО в Польше и Чехии не предназначена против России, а призвана защищать Европу и США от возможной атаки с Ближнего Востока.
Во-вторых, даже если противоракетная база в Польше не будет создана, то Польша и так получит то, что было для нее важнее всего. Варшава, как говорил летом министр иностранных дел Радек Сикорский (Radek Sikorski), декларировала, что 'она не ощущает непосредственной угрозы со стороны иранских ракет' и лишь в рамках союзнических обязательств 'помогает США и НАТО в создании системы противоракетной обороны'.
На самом деле, Варшаве было важно то, что она должна была получить взамен - ракеты Patriot для противовоздушной обороны и отражения ракет малой дальности. И в последние дни американское правительство дважды - устами министра обороны Роберта Гейтса в Кракове, а затем Хиллари Клинтон - подтвердило, что Варшава получит ракеты Patriot. Сначала, уже в этом году, в аренду, вместе с американским обслуживающим персоналом, а потом, если она захочет их купить - на постоянной основе.
Почти год назад высокопоставленный польский дипломат говорил нашей газете: - На переговорах о системе ПРО у нас две цели: получить взамен как можно больше, и чтобы американцы убедили русских в том, что она им не угрожает.
Вторую цель дипломатии Джорджа Буша реализовать не удалось. Удастся ли команде Обамы? Неизвестно, мяч до сих пор на российской стороне поля. Но сегодня трудно представить, чтобы переговоры Вашингтона с Москвой могли привести к какому-либо черному для Польши сценарию.
Перевод: Марчин Вавжинчак (Marcin Wawrzynczak)