Власти Литвы и Латвии продолжают соревноваться в попытках переписать историю, прикрывая 'национально-героическим' флером кровавые следы, оставленные бандформированиями 'лесных братьев' и эсэсовцев. 14 февраля на новый виток возвеличивания 'национальных партизан' вышел президент Литвы Валдас Адамкус. Выступая в Вильнюсском клубе офицеров на торжественной церемонии по случаю 60-летия принятия декларации 'Литовского освободительного движения', глава государства был преисполнен пафосной уверенности: 'Бесспорно, ясно одно: в середине XX века литовские партизаны были более нравственными, честными и достойными уважения, чем тогдашние руководители больших держав, поделивших мир. Они защищали свою свободу и свою веру. Сегодня очень важно, чтобы их пример и сохраненные ценности, идеалы были переданы молодому поколению и стали ясным направлением в творческой работе государства'.
Очевидно, что морализаторство Адамкуса и его упреки в адрес лидеров великих держав, составлявших костяк антигитлеровской коалиции - Сталина, Рузвельта и Черчилля, рассчитаны, прежде всего, на юную литовскую аудиторию, которой все годы независимости страны 'промывали мозги' официозные идеологи. В воспитании подрастающего поколения в духе крайнего национализма и ненависти к Москве основная ставка делается на забвение реальной истории. Молодые литовцы сегодня практически лишены доступа через местные СМИ к документальной информации и воспоминаниям очевидцев о том, что 'лесные братья' массово истребляли мирное население своей же республики, лояльно настроенное к советской власти, а многие из них успели поучаствовать в карательных операциях нацистов за пределами Литвы, прислуживали немцам в охране концлагерей и были непосредственными соучастниками Холокоста.
В Латвии наблюдается активизация национал-радикальных сил в связи с приближающимся 'Днем латышского легионера СС', отмечаемого 16 марта. Власти и спецслужбы страны несколько обеспокоены возможными вспышками радикализма и насилия, однако действенных усилий по запрету акций неонацистов в связи с этой датой не предпринимают. Как обычно, в центре Риги у памятника Свободы соберутся ветераны СС и вдохновленные их 'подвигами' молодчики, чтобы не только помянуть сложивших головы под знаменами III рейха, но и прославить их как 'национальных героев'. Более того, этнорадикальная группировка 'Все для Латвии!' успела 'забронировать' проведение своих маршей 16 марта у главного памятника страны на несколько лет вперед, подав соответствующую заявку в Рижскую думу.
О том, насколько широка социальная база для рекрутирования активистов молодежных неонацистских группировок, свидетельствуют данные проведенного в Латвии социологического исследования. В частности, 72% опрошенных учеников латышских школ позитивно оценили проведение 16 марта дня памяти легионеров Ваффен СС. При этом 42% латышских школьников полагают, что нацисты в 1941 году Латвию одновременно 'и освободили, и оккупировали', а 8% - уверены, что гитлеровцы бесспорно 'освободили' ЛР.
Вместе с тем, о геноциде и преступлениях против человечности, совершенных латышскими полицаями и эсэсовцами, хорошо помнят не только в России, но и в Польше и Белоруссии. Так, в конце января 1945 года во время боев за Померанский вал в руки легионеров из 15-й латышской дивизии Ваффен СС попала неполная рота Войска Польского. После освобождения деревни Подгае были обнаружены тела 32 сожженных заживо пленных польских солдат и офицеров, тела которых имели следы пыток. 3 февраля Латвийский антифашистский комитет по приглашению польских антифашистов из поискового отряда 'Витязь' принял участие в ежегодных траурных мероприятиях в Подгае. Присутствовавший в составе латвийской делегации депутат Сейма Владимир Бузаев (ЗаПЧЕЛ) от имени своих избирателей и всех жителей Латвии, не разделяющих нацистскую идеологию, принес извинения польским ветеранам.
Следует отметить, что принципиальная позиция латвийских антифашистов была с признательностью воспринята польской общественностью, а вот попытки героизации эсэсовцев в современной Латвии получили отповедь в местной прессе. Как пишет газета 'Глос Великопольски', 'Молодые национальные государства отличаются тем, что в поисках своей идентичности они иногда обращаются к отравленным источникам. Именно это случилось с латышами, культивирующими память латышского легиона СС. Каждый год 16 марта ветераны Ваффен СС и молодые националисты празднуют на улицах Риги годовщину первой битвы с Красной Армией, проведенную на стороне Германии'.
Многочисленные места памяти жертв латышских пособников Гитлера имеются и в Белоруссии. В частности, каждый год 21 февраля из Полоцка в деревню Росица Верхнедвинского района отправляется паломничество на место мученической смерти ксендзов Юрия Каширы и Антония Лещевича, а также 1528 стариков, детей, женщин, 'отбракованных' как негодных к отправке в германское рабство. В книге белорусской писательницы Ирины Жерносек 'Будзь воля твая' на основе документальных свидетельств описывается, как католические священники после прихода немцев спасали людей от отчаяния и не пожелали уехать под угрозой неминуемой гибели. Они остались вместе с обреченными на сожжение заживо жителями деревни и погибли от рук немцев и полицейских-латышей. В 1990-е годы оба ксендза были канонизированы Римско-католической церковью.