В понедельник исполнился ровно год с того дня, когда президентом России был избран выдвинутый и поддержанный прежним президентом Владимиром Путиным Дмитрий Медведев. Началось время разогрева Медведева - формально до церемонии инаугурации в начале мая. Однако, кажется, что оно не закончится до следующих президентских выборов в России.
Огромная масса политологов, экспертов и журналистов следила за всем, что говорят и что делают президент и премьер России, в поисках признаков самостоятельности президента. Было несколько эпизодов, которые, если очень хочется, можно трактовать как 'поглаживание премьера против шерсти'. В начале лета Медведев снял с должностей нескольких руководителей репрессивных учреждений - долголетних соратников Путина (самый известный из них шеф Федеральной службы безопасности Николай Патрушев). Тем не менее, нет настоящих оснований считать, что это была собственная инициатива Медведева, скорее, Путин его руками устроил свою 'ночь длинных ножей', только без человеческих жертв.
За восемь лет своего правления Путин создал систему управления, которую обычно называют вертикалью власти, и Медведев был одним из 'винтиков' этой большой системы. В России президенту дана почти неограниченная власть, он, к примеру, может без упоминания причин уволить с работы премьер-министра. В конкретной ситуации: Медведев - Путина, но вероятность этого равна нулю. Для этого нужны крайне чрезвычайные обстоятельства. Ситуация моделировалась как 'уход Путина, оставаясь', и до сих пор все шло как по маслу.
Медведев принадлежит к бригаде Путина, эта бригада правит Россией, и определяющим в этой бригаде является внутренняя иерархия. Впервые в новейшей истории России появился президент, который не может позволить себе критиковать правительство, поскольку это означало бы критику его руководителя.
Существует несколько версий, почему Путин реализовал операцию 'Преемник' вместо того, чтобы Госдума проголосовала за увеличение сроков полномочий президента. Вероятнее всего, это сделано, чтобы получить аргумент для утверждения, что Россия демократическое государство, где уважают Конституцию. Путину был нужен хранитель его трона. Судя по прежней деятельности Медведева, в своем выборе Путин не ошибся. Роли распределены, и оба актера очень даже убедительно вжились в свои образы.
Естественно, распоряжение о начале войны против Грузии и об окончании военных действий в соответствии со своим статутом дал Медведев, другое дело - был ли он тем, кто принимал решение. Естественно, распоряжение МИДу о признании государственной независимости Абхазии и Южной Осетии отдал Медведев. Но опять же - как обстояло с принятием решения? Это решение для России, которая сама является федеративным государством, в будущем можем аукнуться, и официальный виновник известен. Кроме России, оба упомянутых 'государства' признала только угнетенная бедностью Никарагуа. Внешняя политика в России согласно Конституции - поле деятельности президента, и эта неудача будет довлеть над Медведевым вне зависимости от того, был кто-то за кулисами или нет.
Интересно мнение российских избирателей о настоящем хозяине страны. Недавний опрос общественного мнения показал: 45% респондентов считают, что влияние Путина полностью сохранилось. Еще 42% опрошенных думают, что оно сохранилось 'в большой мере'. Год назад полное сохранение влияния Путина прогнозировало 25% респондентов, а 23% опрошенных считали, что Кремль останется реальным центром власти и после перехода Путина на другую работу, этой зимой такого мнения придерживаются 8%.
Можно только гадать, когда и каким образом планировалось легитимное возвращение Путина на роль хозяина Кремля. Однако все изменилось осенью, когда свое слово в российской политике сказал непрошенный 'игрок' - финансовый и экономический кризис в сочетании с многократным снижением цен на нефть. Как и многим странам мира, России тоже пришлось попрощаться с 'тучными' годами со всеми вытекающими последствиями, в том числе и социальными.
Довольно быстро стало видно, что Путин совершенно не годится для роли кризисного менеджера, которую в условиях кризиса автоматически должен взять на себя глава правительства. Но уже накануне нового года стало понятно, что у Путина нет возможностей для маневра. Он не может позволить себе ни сразу вернуться в Кремль (способ для этого, наверняка, можно скомбинировать), ни покинуть должность премьер-министра, потому что это было бы политическим самоубийством. Рейтинги показывают, сколько людей доверяют Путину. Медведеву тоже доверяют, но меньше.
Немногие оставшиеся в России либералы советовали Медведеву уволить Путина и искать более толкового, подходящего для условий кризиса премьера. Медведев этого не сделает, поскольку президент и премьер слишком сильно связаны. Точнее - привязка Медведева к Путину намного сильнее и глубже с психологической точки зрения, чем можно подумать, судя по его поведению на публике.