МОСКВА - Высокопоставленный российский чиновник отверг призывы к ослаблению жесткого контроля над политикой в попытке положить конец усиливающимся слухам о том, что углубление экономического кризиса может заставить Кремль ослабить свою хватку.
После почти десяти лет непрерывного роста опирающаяся на экспорт нефти экономика России вступила в период усиливающейся рецессии. Безработица в стране растет, а уровень жизни населения падает. То здесь, то там вспыхивают разрозненные протесты, однако президент Дмитрий Медведев и его покровитель и предшественник Владимир Путин как и раньше пользуются мощной поддержкой россиян. Кризис породил дебаты в среде политической и деловой элиты России, большая часть которой пришла к власти в эпоху относительного изобилия.
Часть либеральных советников президента Медведева в последние месяцы говорит о том, что кризис бросил вызов так называемому "общественному договору" путинской эпохи, в соответствии с которым рядовые россияне согласились на свертывание политических и прочих демократических свобод в обмен на долгожданное экономическое благополучие. Эти советники, и в первую очередь, Игорь Юргенс, возглавляющий исследовательский институт, в котором Медведев является председателем попечительского совета, признают, что сегодня, когда в экономике наступил спад, Кремль должен ослабить гайки.
Но занимающий должность первого заместителя главы кремлевской администрации Владислав Сурков выступил с неожиданно жесткими публичными заявлениями, назвав подобную аргументацию "опасной".
"Система работает, она справится с кризисом и переживет его", - заявил Сурков на форуме правящей партии "Единая Россия", который прошел в понедельник и позже был показан в видеозаписи на местном вебсайте. "Если бы мы вошли в эту зону турбулентности в более расхлябанном состоянии, то уверяю вас, ущерб государству и обществу был бы намного серьезнее", - добавил он.
После избрания год назад на пост президента Медведев выступил с рядом либеральных заявлений, которые породили надежду на то, что он в определенной мере восстановит свободу СМИ и другие демократические права, которые Кремль при его предшественнике Путине упорно и настойчиво урезал. Медведев предложил ряд довольно умеренных реформ в избирательной системе и призвал к укреплению независимости судов. Но в целом он незыблемо следует линии Путина, который сохраняет мощную власть, занимая должность премьер-министра.
Необычная схема "тандема власти", как его называет Кремль, заставила некоторых аналитиков выступить с прогнозами о неизбежном расколе между Путиным и Медведевым. Но пока, по крайней мере, главные различия между ними проявляются в стилистике и тональности выступлений, но не по существу. Как в Кремле, так и в правительстве преобладают назначенцы эпохи Путина. Сурков, например, отвечает в Кремле за вопросы внутренней политики. Это пост он занимал и тогда, когда президентом был Путин.
Но признаком того, что ухудшающаяся экономическая ситуация вносит разлад в ряды политической элиты, стало предположение известного политолога Глеба Павловского, который постоянно работает на Кремль. Он на этой неделе заявил, что либеральные советники Медведева готовят заговор, дабы под предлогом растущего недовольства в обществе сместить Путина с поста премьер-министра.
"У нас во власти многопартийность. Одна из них 'прокризисная' партия - те, кто хотел бы небольшого нового переворота", - сказал Павловский в интервью "Московскому комсомольцу".
Евгений Гонтмахер из Института современного развития Юргенса назвал эти комментарии чепухой. Однако он сказал, что заявление Суркова говорит о росте обеспокоенности Кремля по поводу стабильности политической системы. "Сурков видит, что та ситуация, которую он создавал на протяжении последних лет, начинает расползаться по швам, - заявил Гонтмахер, - нам надо ввести в действие реальную политику, а не эту имитацию".