Автор, сотрудник Институт Томаса Мора, анализирует ситуацию с будущими президентскими выборами на Украине с точки зрения возможности третьего газового кризиса, формированием предпосылок к которому она является свидетелем.
Ближайшие месяцы обещают быть трудными для Украины. Находясь в энергетической зависимости от российского соседа, страна старается от этой зависимости избавиться, что дает основания ожидать в ближайшем будущем новых испытаний и болезненных переговоров, учитывая нестабильную ситуацию в преддверии выборов. Российские руководители и сами не скрывают своего желания извлечь как можно больше коммерческой, финансовой и политической выгоды из той неразберихи, которая царит в украинских властных кругах и, в частности, в правительстве.
Понадобилось всего несколько недель для того, чтобы "Газпром", устами своего финансового директора Андрея Круглова, возобновил свой шантаж и усилил давление [на Украину]. Так, 25 февраля Круглов заявил, что "газовый вентиль 8 марта снова перекроют в случае, если к этому времени страна не заплатит долг в размере 400 миллионов долларов". Маловероятно, что предприятие, по договоренности с государством, приведет свою угрозу сегодня, в начале весны, учитывая, что Москва, по всей видимости, стремится улучшить свои отношения с Европейским Союзом.
Зато осенью можно будет ожидать всего, что угодно: тогда в Киеве начнутся предвыборные баталии и развернется борьба за президентское кресло. Россия тогда не сможет остаться в стороне и будет использовать энергетическое оружие для продвижения своей точки зрения; возможно, она поддержит одного из кандидатов, и, в любом случае, будет вмешиваться в предвыборный процесс.
Украина уязвима. В определенном смысле двойственная дипломатическая практика правительства и в самом деле не способствует стабилизации обстановки и защите страны. Все происходит так, как будто бы она, пусть даже частично, строит международные отношения Украины в зависимости от того, какие условия - в основном политические - складываются внутри страны, стремясь лишь к усилению своего влияния и повышению своего авторитета в перспективе президентских выборов.
Анализируя положение дел в декабре 2008 года (какими бы ни были ее настоящие цели), было бы неверно полностью снять с ее правительства ответственность за провал переговоров с Россией по поводу цены на проданный Украине газ и размера украинского долга. Возможно, она сознательно допустила ухудшение ситуации.
Появившись позднее, 18 января, в Москве - куда она приехала затем, чтобы наконец урегулировать газовый конфликт с Россией - она заключила весьма сложный договор, который налагает особенно жесткие ограничения на Украину. Например, цена рассчитывается по математической формуле, прописанной в документе и ежеквартально изменяемой; на первый квартал 2009 года цена зафиксирована на уровне 360 долларов за 1 000 кубометров газа. К тому же, оплата должна осуществляться ежемесячно, что ставит плательщика в довольно жесткие рамки. Вероятно, находясь в Москве, Юлия Тимошенко обладает небольшим полем для маневра. Тем не менее, нет ощущения, что она энергично защищала национальные интересы. Наоборот, она, кажется, в основном добивалась - и ей это удалось - устранения посредника RosUkrEnergo, достигнув, таким образом, одной из своих личных политических целей.
Уязвимость Украины, вероятно, будет только усиливаться вплоть до окончания срока нынешнего президента. Поэтому весьма возможно, что международная политика страны будет впредь определяться только стратегией и позиционированием лидеров внутри страны. Следовательно, соперничество между различными политическим силами может нанести урон интересам ЕС. Евросоюз может пострадать от нечистоплотности некоторых местных политических деятелей, не собирающихся отказываться от этой двойной игры. Поэтому к 2010 году следует ожидать новых отключений газа или других перебоев в сфере энергетики.
Учитывая подобную естественную взаимозависимость между Украиной и Европой, было бы желательно, чтобы страны-члены ЕС и Брюссель отреагировали на эту ситуацию и разработали стратегию влияния в этой стране, предоставив ей, помимо уже существующего партнерства, значительную поддержку в случае кризиса. Это создало бы противовес попыткам вмешательства со стороны России. Такое влияние позволило бы, при полном соблюдении суверенитета Украины, укрепить эту молодую демократию, которая пока еще очень нестабильна. Нужно перестать думать, что будущие выборы не касаются европейцев. Как раз наоборот. И они даже могут сыграть в них свою роль.