Казалось, что незадолго до отправки в сибирскую тюрьму Михаил Ходорковский был вполне готов примерить власяницу мученика за дело политической свободы в России. Его империя развалилась, огромные средства, которыми он обладал, пропали, и, тем не менее, он был готов и в тюремной камере продолжать бороться против Владимира Путина, бывшего в то время президентом России.
Сейчас Ходорковский снова в Москве, вскоре над ним состоится повторный суд, и после пяти с половиной лет за решеткой он, как кажется, готов воспользоваться шансом обсудить с Кремлем условия своего освобождения.
"Мы, как представители защиты, хотели бы верить, что суд будет действовать в соответствии с законом", - заявил Антон Дрель, один из главных защитников Михаила Ходорковского. По его словам, если так и будет, то "Ходорковский готов обсудить условия своего освобождения".
Сорокапятилетний Михаил Ходорковский и его бывший деловой партнер Платон Лебедев обвиняются в отмывании денег на сумму более двадцати миллиардов долларов, а также в присвоении незаконным путем нескольких сот миллионов тонн нефти. В то время принадлежавшая Ходорковскому компания 'ЮКОС' была крупнейшей частной фирмой в России. В случае вынесения обвинительного приговора Ходорковский может оказаться в тюрьме на срок свыше двадцати лет.
Дрель не уточнил, какими именно методами защита собирается бороться за свободу своего клиента; были упомянуты только "очевидная невиновность" Ходорковского и абсурдность самой идеи проведения над ним очередного суда.
"Нам никто ничего не предлагал", - заявил Дрель.
В то, что Ходорковский сможет освободиться, верят немногие. Путин, ставший теперь премьер-министром России, практически всеми считается неоспоримым лидером страны и не боится олигархов, которые после падения Ходорковского либо демонстрируют полную покорность, либо сбежали из страны.
Но политический ландшафт России успел поменяться за время, прошедшее с 2003 года, когда вооруженные бойцы спецназа ворвались в личный самолет Ходорковского, после чего (по мнению многих) и началась спланированная Кремлем операция по уничтожению одного из опаснейших противников Путина.
Теперь вокруг личности Дмитрия Медведева - преемника Путина на посту президента - сформировался новый "центр власти", а сам Медведев пообещал искоренить коррупцию и поразивший страну "юридический нигилизм" (его собственный термин), а также обеспечить наконец приоритет закона и независимость судов.
Подобные выражения кое-кем рассматривались как смягченная, непрямая, но все же критика в адрес Путина, что неизменно подливало масла в огонь дискуссий о намечающемся разладе между правителями страны. В этом свете суд над Ходорковским может стать лакмусовой бумажкой, по которой выяснится степень готовности Медведева работать над обеспечением законности, а также динамика распределения власти между ним и Путиным.
"Каждому ясно, что судебная система контролируется, - заявил Лев Пономарев, один из ветеранов правозащитного движения в России. - Таким образом, если Ходорковский получит обвинительный приговор, это будет означать, что надежды на либерализацию режима нет".
Из независимых наблюдателей лишь немногие ожидают, что суд над Ходорковским будет справедливым (четверг стал третьим днем предварительных слушаний). Глава обвинения Дмитрий Шохин представлял государство еще на первом суде, который и в России, и за рубежом активно осуждали как дело политически мотивированное и сфабрикованное.
Мало кто верит в независимость судебной системы в России, включая самого президента Медведева.
"Может показаться, что нынешние законы гарантируют независимость судов, - так заявил Медведев прошлым летом, вскоре после своего избрания на пост президента. - Тем не менее, очевидно, что давление по-прежнему оказывается, административный ресурс применяется для оказания влияния, зачастую доходит до прямого подкупа".
Подобные заявления, прозвучавшие из уст молодого президента с юридическим образованием, вселили небывалый оптимизм в ряды сторонников Ходорковского.
Перед приездом Ходорковского в Москву, примерно две недели назад, на его сайте www.khodorkovsky.ru было размещено обращение, в котором отмечались определенные заметные перемены, произошедшие в России, в частности, "попытки создать нормальную оппозицию, разумная реакция на события на международной арене со стороны отдельных представителей правящей элиты, а также зачатки судебной системы, существующей в качестве отдельной ветви власти".
Подобные заявления могут показаться чрезмерно идеалистичными, в особенности учитывая то, как редко слова Медведева подтверждаются делами, и то, как сам он остается верным (и, видимо, подчиненным) Путину.
Летом прошлого года защитники Ходорковского подали прошение о досрочном освобождении, которое было отклонено на основании непосещения Ходорковским занятий по шитью. По мнению критиков, сам факт проведения очередного суда говорит о желании давних врагов Ходорковского держать его за решеткой до бесконечности.
Неясно также, многих ли обрадует его освобождение. Давно прошли те времена, когда события с участием Ходорковского вызывали резкое осуждение со стороны лидеров стран мира и подрывали доверие инвесторов к России.
"Если его невиновность докажут, думаю, рынок поприветствует это, - заявил Том Манди (Tom Mundy), аналитик из группы "Ренессанс-Капитал". - С другой стороны, Россией теперь движут намного более важные факторы, нежели политика".