Мы представляли себе аппетиты российских олигархов, судя по их прекрасным виллам на Лазурном берегу и принадлежащим им английским футбольным клубам. Но мы не знали, что они испытывают пристрастие к печатной прессе. Однако несколько недель назад в Соединенном Королевстве были ошеломлены новостью о том, что миллиардер Александр Лебедев, бывший работник КГБ, только что приобрел один из британских печатных органов, Evening Standard, а по эту сторону Ла-Манша еще один московский воротила завладел другой знаковой газетой, France-Soir.
16 января этого года суд по торговым делам города Лилля разрешил Александру Пугачеву (23 года), сыну Сергея Пугачева (ультранационалиста с крупным состоянием, приближенного Владимира Путина) приобрести контрольный пакет акций ежедневной газеты, которую долгое время возглавлял Пьер Лазарефф. После объявления о покупке многие задаются вопросом о причинах того интереса, который внезапно возник у этого клана к убыточному изданию: является ли это филантропическим жестом или пиар-операцией, направленной на то, чтобы создать во Франции определенный имидж человеку, о котором мало что известно. На данный момент на этот вопрос нет ответа. Но в одном можно быть уверенным: российский сенатор Сергей Пугачев, смесь предпринимателя и аппаратчика, - это яркий персонаж.
Прозванный российской прессой "личным банкиром Владимира Путина", с которым он познакомился в 1990-х годах в Санкт-Петербурге, Пугачев-старший построил империю, в которой есть все, от предметов роскоши до энергетики, от судостроения до средств массовой информации. Вот уже более двадцати лет этот представитель номенклатуры, который в России не отличается скромностью и имеет даже немного скандальную репутацию, обладающий состоянием в 2 миллиарда долларов (в русской версии журнала Forbes он стоит на 50-м месте среди самых богатых людей страны), бороздит коридоры власти: от Кремля, куда он вхож, до самых закрытых кругов Русской православной церкви. Говорят, они с Путиным посещают один монастырь и у них общий духовник...
Но у 45-летнего Сергея Пугачева есть и другие особенности, и на его счету есть ряд достижений. Этот человек, символ и активный деятель команды "силовиков" (каста высокопоставленных чиновников служб безопасности и разведки), в 1992 году создал 'Межпромбанк', одно из самых именитых банковских учреждений России. Среди клиентов этого банка - семья Ельциных и акционеры империи "Газпром". Развивая повсеместную деятельность как в Москве, так и в Вашингтоне, где его можно встретить в Международном валютном фонде, Пугачев то проводит реставрацию Большого кремлевского дворца, то контролирует, в тени своих патронов - сначала Ельцина, затем Путина - множество промышленных и финансовых вопросов, имеющих важное значение для страны. Так что в 2002 году журналисты без колебаний называли его "серым кардиналом Кремля". Это был период, когда московские СМИ писали о той роли, которую он, по просьбе Владимира Путина, играл в предоставлении амнистии на капиталы, вывезенные за границу. Был ли Пугачев в числе владельцев таких капиталов? Многие считают именно так.
В любом случае, живет он в основном во Франции, где у него есть много недвижимости, в том числе дом в Ницце. Он не только проводит там значительную часть года, но и при случае ведет бизнес. Так, в 2007 году Пугачев, возглавляющий люксембургский холдинг LuxAdvor, приобрел французский бакалейный дом Hediard, располагающийся в Париже напротив гастрономического бутика Fauchon на площади Мадлен. Его предыдущий владелец, монакский предприниматель Мишель Пастор (Michel Pastor), как утверждается, в конце концов, устал от 6 000 наименований выпускаемой бакалейным домом продукции... Тогда сделка прошла почти незамеченной, и только благодаря покупке France-Soir, состоявшейся несколько недель назад, российский предприниматель вышел из тени. Но работники издания до сих пор ни разу его не видели...
И это вполне объяснимо, поскольку дело перешло в руки его 23-летнего младшего сына Александра. Молодой человек, имеющий французское гражданство, был поставлен своим отцом во главе компании Sablon International, офис которой находится в Париже. Именно через нее олигарх выкупил у торговца недвижимостью Жан-Пьера Брюнуа (Jean-Pierre Brunois) 85% акций газеты, которая с 1999 года (когда Socpresse, бывшая империя Робера Эрсана (Robert Hersant), выставила его на продажу) постоянно переходила из рук в руки (некоторые из владельцев были весьма экзотичными).
Появление нового акционера было, однако, неизбежно, учитывая плохое финансовое положение издания. При Жан-Пьере Брюнуа чистый убыток газеты составил 9 миллионов евро. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые командой газеты в сокращенном составе (60 человек), France-Soir выходит тиражом в среднем в 23 000 экземпляров, что весьма далеко от миллионного тиража периода ее расцвета. Многие забыли, что эта газета долгое время указывала на своей первой полосе: "Единственная ежедневная газета, продающаяся тиражом более миллиона экземпляров".
Около сорока лет спустя большинство работников France-Soir, после совещания с руководством, согласились - проведя соответствующее голосование - передать издание в руки Пугачева. Чтобы завоевать симпатии сотрудников, Александр взял на себя ряд обязательств. Кроме обещания вкладывать в издание значительные средства и сделать из France-Soir "популярную и качественную" газету, молодой наследник заявил о своей готовности в течение следующих полутора лет взять на работу два десятка новых журналистов, с целью создать конкурентоспособную редакцию, и довести количество сотрудников до сотни в ближайшие пять лет. Руководство редакцией было доверено бывшему журналисту Parisien Жилю Борне (Gilles Bornais), нанятому Александром Пугачевым через рекрутинговое агентство. Возглавив редакцию 2 февраля, Жиль Борне приступил к своим обязанностям с осторожностью. В перспективе не ожидается никакой революции, но газете предстоит пройти период медленного и скрупулезного анализа всей ее деятельности. "Это основательная работа, и я хочу ясно представлять себе положение вещей, - говорит он. - Вот почему мы запустили серию тестов, чтобы понять, что остается от истории France-Soir в восприятии наших читателей". В любом случае, не может быть и речи о том, чтобы сделать издание по образу и подобию английских таблоидов. "Газета пережила слишком долгий период трудностей, и теперь ей необходимо вновь обрести свою индивидуальность и вернуться к корням", - заключает новый глава издания. Глядя с того света, Лазарефф, пришедший в отчаяние от того бардака, который творится с его детищем, может лишь согласиться с этим.
От Лазарефф до Пугачева
1941 - Создание газеты движения Сопротивления Defense de la France, которую после войны Пьер Лазарефф назовет France-Soir.
Апрель 1976 - Продажа издания Робберу Эрсану группой компаний Hachette.
Апрель 1999 - Продажа газеты ливанскому предпринимателю Жоржу Гону (Georges Ghosn) за символическую цену в 1 франк.
Декабрь 2000 - Покупка издания итальянской компанией Poligrafici Editoriale.
Октябрь 2004 - Новая продажа, на этот раз франко-египетскому предпринимателю Раймону Лака (Raymond Lakah).
Апрель 2006 - Покупка издания журналистом Оливье Реем (Olivier Rey) и Жан-Пьером Брюнуа (Jean-Pierre Brunois).
Январь 2009 - Появление Сергея и Александра Пугачевых.