Мировой финансовый кризис, поразивший банки и валютные системы Восточной Европы, теперь добрался и до реального сектора экономики, вызвав рост цен на продукты, ударивший по потребителю.
Согласно правительственной статистике, в этом году в ряде европейских стран с развивающейся экономикой резко возросла инфляция продовольственных цен. В Венгрии, по данным Евростата - статистической службы Европейской комиссии - в декабре она составила 0,2 процента, а в январе уже 2,7.
Продовольственные цены поднялись также в Польше и на Украине, а на этой неделе Центральный банк Чехии заявил, что в феврале уровень инфляции в целом оказался выше, чем ожидалось, так как падение национальной валюты подтолкнуло вверх цены на продукты.
Падение валют - коренная проблема. Оно началось, когда обеспокоенные инвесторы начали выводить капиталы. Обесценивание валюты означает, что покупательная способность населения ослабевает, причем этот эффект не могут перекрыть обычно выгодные для покупателей дешевая нефть и падение цен на сырье.
За последние месяцы мировой финансовый кризис нанес серьезный ущерб странам Восточной Европы, экономики которых пострадали сильнее ослабевших западноевропейских. Резкое падение валют заставило многих в восточноевропейских столицах вновь задуматься о переходе на евро.
Слабеющие валюты делают дороже импорт продовольствия и потребительских товаров - причем, включая продукты местного производства. Некоторые производители предпочитают продавать свою продукцию за рубеж по более высокой цене.
В супермаркете у будапештского Западного вокзала, Габриэлла Эрдели (Gabriella Erdelyi) жалуется на нехватку в продаже венгерской продукции.
'Невозможно найти ни венгерских помидоров, ни хороших венгерских яблок', - говорит она. По ее словам, все идет на экспорт. На долю покупателей остаются импортные товары, становящиеся все дороже по мере падения форинта. Г-жа Эрдели вертит в руках апельсин с Кипра, по цене 439 форинтов (1,87 доллара) за килограмм. Это в два раза больше, чем еще несколько недель назад, замечает она.
Хотя потребителям приходится тяжело, продовольственные цены, по словам аналитиков, еще не достигли точки перелома.
'В мировом масштабе цены на продовольствие падают, но в Восточной Европе девальвация валют сгладила этот эффект, - утверждает экономист Dresdner Kleinwort Ивайло Весселинов (Ivailo Vesselinov). - Рост пока не велик, но в перспективе он может обернуться большими проблемами'.
Аналитик продовольственного рынка Пабло Зуаник (Pablo Zuanic), работающий в J.P. Morgan Chase, предполагает, что стоимость сырья, которое используют крупнейшие европейские производители пищевых продуктов упадет приблизительно на 20%. Однако, по его мнению, снижение розничных цен 'маловероятно', особенно в странах с дешевеющими валютами, так как некоторые из пищевых предприятий связаны так называемыми хеджевыми контрактами еще с тех времен, когда цены были выше.
В то же время, как полагают аналитики, производители под прикрытием колебаний валютных курсов могут непропорционально поднимать цены, увеличивая собственную прибыль.
'Обесценивание валют на развивающихся рынках может позволить компаниям заметно повышать цены в таких странах как Польша или Россия', - заявил в своем недавнем докладе г-н Зуаник. Впрочем, судить о том, сбудется ли этот прогноз, пока рано.
Происходящее заставляет многих потребителей изменить свои привычки. Польский злотый за последние 4 месяца упал по отношению к евро на 25 процентов. В результате для жителей соседней Литвы, валюта которой привязана к евро, продукты в Польше стали выглядеть дешево. Как сообщает кредитный аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Франк Джилл (Frank Gill), некоторые литовцы теперь даже ездят за ними через границу.
В тоже время, самим полякам эти цены совсем не кажутся низкими. Крупный польский оптовик Grupa Eurocash SA утверждает, что его поставщики хотят повысить цены на продукты и напитки на 3 процента. До конца прошлого года разговор шел о повышении на 0,5-1 процент, сообщает финансовый менеджер Eurocash Ян Доманский (Jan Domanski).
В парадоксальном положении оказался ряд крупнейших пищевых компаний мира, некоторые из которых в прошлом году сильнее подняли цены для развивающихся рынков, чем для Западной Европы. В четвертом квартале, например, производитель пищевых и потребительских товаров Unilever поднял цены в Центральной и Восточной Европе, Азии и Африке в среднем на 13,6 процентов. В Западной Европе за тот же квартал он поднял цены на 3,1 процента.
Руководство Unilever утверждало, что это стало следствием роста цен на такие товары как растительное масло, помидоры и чай. Следует отметить, что отчетность компании не показывает сверхприбылей на развивающихся рынках: центрально- и восточноевропейские, азиатские и африканские подразделения показали в четвертом квартале примерно 10-процентную прибыль, что составляет примерно половину от западноевропейского уровня.
Падение злотого ставит перед компанией новые проблемы. Представители Unilever говорят, что в ближайшие два месяца руководство должно решить, следует ли продолжать повышать цены для Польши.