Похоже, явилась возможность сэкономить и президентские выборы в Литве вообще не проводить. Опросы показывают стойкое преимущество Дали Грибаускайте над всеми другими претендентами.
По этому поводу меня посетило изумление, которое затем сменилось тихим ужасом. Считаю своим гражданским долгом сделать этот ужас достаточно громким. Суть проста. Политические устройство власти в Литве таково, что избрание на президентскую должность является чем-то вроде почетной ссылки. Те, кто с восторгом видят в кресле президента республики Далю Грибаускайте, - сознательно или невольно желают ее нейтрализации.
Если бы роль, уготованная этой незаурядной женщине, была хоть в малой степени сравнима с возможностями президентов Франции, Соединенных Штатов или России... Нет, наша государственная система более походит на немецкую, израильскую или же итальянскую. Президент в подобных условиях - фигура вполне декоративная, ритуальная, номинальная. Даже от мебели, от манекена или робота больше реальной пользы.
Что требуется в Литве от президента? Импозантность, равноудаленность (как сказали бы в Кремле) от основных политических игроков и физическое здоровье, т.е. по преимуществу элементарная способность управлять своими... конечностями. Чтобы с должной торжественностью обходить строй почетного караула или перебирать листы речи, составленной спичрайтерами.
Возлагать президентские регалии на даровитого, активного и любимого народом человека в расцвете таланта и сил, - и неразумно, и во всех смыслах негуманно. Этому чину замечательно соответствуют политики, ученые, деятели культуры на глубоком закате карьеры. Если бы Валдас Адамкус был избран президентом в 40 лет, американские Великие озера остались бы сточными канавами. Если бы в 90-м году президентом стал Сабонис, - мировой баскетбол лишился бы великого игрока. Если мы сейчас уговорим Эймунтаса Някрошюса, - театр потеряет гениального реформатора. А что обретет Литва? Много ли требуется воли, ума и умения, чтобы принимать верительные грамоты, вручать ордена и восседать в президиумах?
Литва, во всяком случае при ее нынешнем состоянии, не может и не должна позволять себе такую расточительность. Подвергнуть профессиональному параличу нашего самого квалифицированного экономиста - в разгар всемирной экономической катастрофы? Ради чего? Чтобы мы смогли по меньше мере четыре года любоваться умной и очаровательной женщиной, лишенной возможности хоть как-то влиять на наши судьбы?
Страна, решившаяся на такое, заслужит одного - дальнейшего прозябания. Знаю: это ощущение нам привычно. Но иногда стоит побороться и с самыми застарелыми привычками.