Сегодня в России излюбленная забава называется 'не пропусти пробежавшую черную кошку': эксперты по Кремлю чуть ли не с лупой ищут признаки разногласий между президентом Медведевым и его наставником - премьером Владимиром Путиным.
Экономический кризис усиливает давление на правящий режим, но доказательств ссоры между участниками 'тандема' не заметно. Однако происходит нечто иное - возможно, куда более интересное.
Медведев вполне осознанно 'ослабляет гайки' системы, унаследованной от Путина: похоже, именно в этом он видит правильный ответ на разразившийся кризис. Более того - как это ни удивительно, он, судя по всему, решил, что нужно больше доверять народу. За последние несколько дней мы увидели небольшие, но характерные примеры нового. В пятницу Медведев заявил региональным политикам, что критические замечания в адрес антикризисных мер властей 'вполне допустимы и даже необходимы'.
В воскресенье по улицам Владивостока прошли демонстранты, требуя, чтобы Путин - или 'ЛилиПут', как было написано на плакатах, что несли протестующие - подал в отставку. Шествие было санкционировано властями - в отличие от декабрьских событий, когда митинг протеста разогнали омоновцы, доставленные на самолетах из Москвы.
В самой столице полиция все же вмешалась в ход антиправительственной демонстрации - но лишь для того, чтобы арестовать несколько десятков активистов прокремлевского молодежного движения, пытавшихся ее сорвать.
Медведев дает регулярные телеинтервью, объясняя общественности политику Кремля. В воскресенье он признал, что без работы в стране осталось шесть миллионов человек, а не два миллиона, как утверждает официальная статистика. 'Эта цифра, наверное, звучит впервые, хотя она не является тайной за семью печатями', - сообщил он телезрителям. Для россиян, давно уже привыкших к тому, что руководители страны им лгут, подобная откровенность приятной неожиданностью.
Медведев также дал указание министрам устанавливать контакт с обществом, объясняя людям свою деятельность, посетовав, что правительство 'очень медлительно'.
Главный помощник президента Аркадий Дворкович даже заявил, что нынешняя политическая элита страны не готова к борьбе с кризисом. Эти слова вызвали резкую реакцию со стороны Владимира Суркова - замглавы Администрации президента, в свое время назвавшего путинскую концепцию власти 'суверенной демократией'.
Президент также протянул руку оппозиции, назначив одного из ее бывших лидеров - Никиту Белых - губернатором Кировской области. Мало того: когда глава Центризбиркома сходу отмел утверждения оппозиционеров о масштабных подтасовках в ходе недавних выборов в регионах, Медведев приказал ему расследовать этот вопрос.
Впадать в эйфорию, впрочем, не следует. Россия остается авторитарным государством с жестким контролем над СМИ, марионеточным парламентом, пляшущим под дудку Путина, и крайне политизированной судебной системой, о чем свидетельствует новый процесс над бывшим главой 'ЮКОСа' Михаилом Ходорковским.
Но если о 'московской весне' говорить рано, то нынешние действия главы государства сильно отличаются и от 'репрессивного рефлекса', увидеть который ожидали многие опытные эксперты по России. В поисках признаков традиционной кремлевской борьбы за власть мы можем проглядеть реальную новую тенденцию.
Если Медведев действительно видит в нынешних экономических затруднениях шанс на преобразование политической жизни в сторону большей толерантности и плюрализма, кризис, в конечном итоге может обернуться для россиян благими последствиями.