Французская торгово-промышленная палата в Москве провела среди своих членов исследование, которое подтвердило масштабы кризиса, захлестнувшего Россию. Тем не менее, некоторые отрасли, например, гостиничный бизнес, не испытывают больших проблем.
Очевидно, что мы еще довольно долго будем жить в атмосфере пессимизма. Эммануэль Киде (Emmanuel Quidet), председатель Французской торгово-промышленной палаты в России, вчера констатировал, что кризис все-таки повлиял на настроения французских предпринимателей в Москве. Около 80% из них ожидают значительного снижения активности в этом году, тогда как еще в декабре прошлого года около трети их них рассчитывали на то, что в 2009 году их ждет рост. "За полтора месяца ситуация определенно ухудшилась. Во время кризиса 1998 года, который затронул только Россию, все очень быстро поняли, что экономика вскоре восстановится. Сегодня проблема состоит в том, что никто не знает, когда мы достигнем дна...", - обеспокоено говорит Эммануэль Киде.
Результаты исследования, которое палата провела среди своих членов в декабре, а затем в прошлом месяце, свидетельствуют о той быстроте, с которой кризис затронул Россию и - опосредованно - французских предпринимателей. Доля филиалов французских предприятий, утверждавших, что они не ощутили на себе влияние кризиса, уменьшилась с 60 до 25%. Тогда как в декабре 30% опрошенных предпринимателей уверяли, что торговый оборот у них снизился более чем на 10%, теперь их доля составляет 50%. Общее замедление активности в основном выражается в снижении внутреннего спроса.
Первые отмены контрактов
"В конце прошлого года наши клиенты переносили сроки заключения новых контрактов на 2009 год. Это был знак неуверенности. Сегодня пришло время первых отмен контрактов...", - рассказывает Гвендаль Мишель-Жиро (Gwendal Michel-Gireaud), коммерческий директор DEFI, французской компании, специализирующейся на производстве наружной световой рекламы. Некоторые из его основных клиентов пересмотрели свои первоначальные заказы. И, в отличие от предыдущих лет, с 1-го января он не подписал еще ни одного значимого контракта. Последствием этого - как для французских, так и для российских предприятий - стало снижение расходов и сокращение персонала. "Сегодня бизнесмены больше всего боятся возврата к протекционизму. В частности, на рынке занятости. Французским предприятиям, работники которых не являются гражданами России, стало еще труднее получить для них разрешение на работу и даже продлить его", - сетует Эммануэль Киде.
Тем не менее, некоторые отрасли, например, продовольственная или фармацевтическая промышленность, а также гостиничный бизнес, не испытывают больших проблем. "Наши цены снизились. А количество постояльцев увеличилось. Мы надеемся привлечь часть клиентуры пятизвездочных гостиниц", - говорит, например, Камель Шаиб (Kamel Chaieb), директор одной из московских гостиниц сети Novotel. "В перспективе российский рынок предоставляет значительные возможности для развития!", - настаивает со своей стороны Ксавье Моро (Xavier Moreau), директор фирмы Сокол, занимающейся вопросами безопасности, экономической разведки и поддержки развития бизнеса.