Россия заключила с Ираном соглашение о своповых (обменных) поставках энергоресурсов, что может усилить позиции Москвы в Каспийском бассейне. А Тегеран, тем временем, снимает урожай геополитических дивидендов, поскольку с заключением данной сделки мировому сообществу будет труднее ужесточать экономические санкции против Ирана, связанные со спором по поводу иранской ядерной программы.
Российско-иранская своповая сделка рассчитана на содействие третьей стороны - Туркменистана, который должен играть роль естественного поставщика газа. Данное соглашение было оформлено после состоявшейся в середине марта встречи между министром энергетики России Сергеем Шматко и иранским министром нефти Голямхоссейном Нозари (Gholam Hossein Nozari). Как сообщила в своем номере за 17 марта российская "Независимая газета", по условиям этого бартерного соглашения Россия будет покупать туркменский газ по повышенным ценам, а затем экспортировать его в отдельные районы северного Ирана. Взамен она получит доступ к поставкам природного газа с иранского месторождения "Северный Парс", которое оценочно составляет 8 процентов общемировых газовых запасов.
У всех трех стран-участниц имеются мощные стимулы для участия в данном соглашении. Для Туркменистана выгода чисто экономическая. Эта страна в 2008 году поставила в Иран 8 миллиардов кубометров газа, а согласно контрактам на 2009 год она должна экспортировать туда еще 10 миллиардов кубометров. Однако в прошлом году прямые поставки стали предметом запутанного ценового спора. Поэтому Ашхабад, видимо, будет только счастлив, если ему не придется иметь дело с Ираном напрямую. Чтобы сделать эту схему выгодной для Ашхабада, Россия будет платить по 240 долларов за тысячу кубометров туркменского газа, идущего на реэкспорт в Иран. Это примерно на 100 долларов за тысячу кубометров больше того, что Иран платил Туркменистану за прямые поставки.
Главная выгода от данной сделки для России измеряется геополитическим влиянием. Обменное соглашение поможет Москве усилить свой контроль над газовым экспортом Туркменистана. А в более широком плане оно поможет России и впредь мертвой хваткой удерживать экспорт природного газа в Евросоюз. Как? ЕС свою главную надежду на ликвидацию зависимости от экспорта российского газа возлагает на давно уже запланированный к строительству трубопровод Nabucco. Тем не менее, прокладка Nabucco застопорилась, что отчасти вызвано сомнениями относительно поставщиков газа. В последнее время страны ЕС изучают возможность иранского участия в поставках по этому трубопроводу. Получив долю в "Южном Парсе", Россия обрела рычаги давления на Иран и может помешать ему стать крупным поставщиком газа для Nabucco.
В дополнение к этому Россия, похоже, готова бросить финансовую кость Азербайджану. Баку будет выступать в качестве страны-транзитера российского газа. Кроме того, российский экспорт поможет Баку обеспечивать газом нахичеванский анклав. Для участия в этом своповом соглашении Азербайджану придется обновить трубопроводную систему страны. Заявление на данную тему сделал 17 марта президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнаг Абдуллаев, о чем сообщает информационный вебсайт Today.az.
Сама по себе обменная сделка может оказаться невыгодной для Ирана с финансовой точки зрения, и вместе с тем, она имеет для него исключительно большое значение. Дело в том, что Россия, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает правом вето на любые попытки ужесточения режима санкций против Тегерана. Представители США и ЕС говорят о необходимости усиления санкций, называя их средством для принуждения Ирана к переговорам по вопросу отказа от работ по обогащению урана. Очевидно, Тегеран надеется, что сейчас Россия не захочет ужесточать санкции, поскольку это нанесло бы ущерб ее экономическим и геополитическим интересам.