МОСКВА - Российский президент Дмитрий Медведев во вторник вновь заговорил на языке "холодной войны", пообещав осуществить амбициозную программу перевооружения армии в ответ на то, что он называет военной экспансией НАТО вблизи российских границ.
Он выступил с этими воинственными заявлениями накануне своей первой встречи с президентом Бараком Обамой, которая состоится в начале следующего месяца на саммите "большой двадцатки". Под стать ему с еще более жесткой риторикой выступил министр обороны России Анатолий Сердюков. Сердюков обвинил Соединенные Штаты в попытках вытеснить Россию из ее традиционной сферы влияния - с территории бывшего Советского Союза, чтобы получить в свои руки сырьевые запасы и энергоресурсы.
По мнению аналитиков, данные заявления имеют целью подать Обаме сигнал о том, что Кремль будет непростым партнером по переговорам.
"Это в большей степени послание в адрес Америки: не принимайте нас как должное, - говорит старший научный сотрудник из вашингтонского аналитического центра Институт мировой безопасности (World Security Institute) Николай Злобин, - Медведев пытается создать рычаги давления и определенное пространство для маневра, которое он затем сможет уступить, назвав это компромиссом".
Реакция США была сдержанной. Глава пресс-службы администрации Обамы Роберт Гиббс (Robert Gibbs) во вторник заявил, что Организация Североатлантического договора это "организация коллективной безопасности. Полагать, что она представляет угрозу военного нападения, просто неправильно".
Гиббс отметил, что Обама "с нетерпением ожидает встречи с президентом Медведевым в Лондоне", которая состоится в апреле в начале экономического саммита "большой двадцатки".
Администрация Обамы заявляет, что надеется на качественное улучшение, или "перезагрузку" в американо-российских отношениях, которые в последние годы характеризуются существенным ростом напряженности. Вопросы, стоящие на повестке дня: важнейший договор по контролю ядерных вооружений, ядерная программа Ирана, расширение НАТО, а также возможное создание американского противоракетного щита в Восточной Европе.
"Я не услышал в этом здании никакой тревоги по поводу предполагаемого наращивания военной мощи России, - говорит представитель министерства обороны Джеф Моррел (Geoff Morrell), - у нас с русскими хорошие взаимоотношения между военными. ... И пока у нас существует хороший диалог и хорошее понимание того, для чего мы развиваем свои вооруженные силы, я не вижу в этом никакой проблемы или угрозы".
Предметом спора является также американская внешняя политика на постсоветском пространстве. В прозвучавших во вторник заявлениях из Москвы, похоже, делается намек на Грузию, против которой Россия в августе прошлого года провела короткую и победоносную войну. США проводили обучение грузинских военных, обеспечивали их формой, а бывший президент Джордж Буш (George W. Bush) активно поддерживал учившегося в США грузинского президента Михаила Саакашвили.
Видимо, Кремль хочет напомнить Вашингтону, что он ничего не забыл и не простил его за такую поддержку.
"Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства ее традиционных интересов", - заявил Сердюков в своем выступлении в Москве перед российским генералитетом.
На этом же заседании Медведев пообещал продолжить курс на масштабное перевооружение армии и военно-морского флота, которое начнется в 2011 году. Он также пообещал чаще проводить военные учения, больше поставлять в войска российской военной техники более высокого качества, а также реализовать меры по модернизации стратегических ракетно-ядерных сил.
Президент также заявил, что поразивший Россию финансовый кризис не повлияет на уже запланированную и профинансированную модернизацию в вооруженных силах. В текущем году Россия выделяет на новые вооружения рекордные для постсоветского периода ассигнования, составляющие 1,5 триллиона рублей, или около 43 миллиардов долларов.
Аналитики говорят, что заявления Медведева были также предназначены для внутренней аудитории. По их словам, часть представителей мощной оборонной промышленности России и вооруженных сил с беспокойством относится к перспективам потепления в отношениях с Вашингтоном. Они также не очень уверены в полномочиях и власти Медведева.
В некоторых вопросах политики бывший корпоративный юрист Медведев старается выглядеть как более либеральная фигура, нежели его предшественник Владимир Путин, ныне занимающий пост премьера.
И пока Медведев старается утвердиться как личность в условиях финансовых стрессов и роста социальной напряженности, ему просто необходимо заручиться лояльностью военных, говорит Злобин из Института мировой безопасности.
"Он должен показать им, что они не останутся одни перед лицом голодных толп", - отмечает Злобин.