Лидеры Молдовы и сепаратистского региона Приднестровье договорились возобновить усилия по урегулированию своего конфликта, длящегося уже не первое десятилетие, за счет сочетания двусторонних контактов и международного посредничества.
Организованные при посредничестве Кремля переговоры в Москве 18 марта стала лишь второй прямой встречей между президентом Молдовы Владимиром Ворониным и лидером Приднестровья Игорем Смирновым за восемь лет.
Двое лидеров и российский президент Дмитрий Медведев выступили с совместным заявлением, где, в частности, говорилось о том, что в конечном итоге размещенные в Приднестровье миротворческие силы, находящиеся сейчас под российским командованием, будут подчинены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Если и можно сказать, что в краткосрочной перспективе Воронин, чья Коммунистическая партия 5 апреля должна пройти испытание всеобщими выборами, вышел с этой встречи 'победителем', то в целом переговоры не внушили особых надежд на разрешение 'замороженного' конфликта вокруг Приднестровья.
Что же касается Медведева, то он, судя по всему, может записать на свой счет внешнеполитический успех - ему удалось 'свести' молдавского и приднестровского лидеров, а также добиться от них обещания возобновить двусторонние переговоры на более регулярной основе.
Перед трехсторонним заседанием в подмосковной Барвихе Воронин и Смирнов поодиночке встретились с Медведевым.
Активность Кремля
По словам аналитиков Москва, в последнее время активизировавшая усилия по возобновлению забуксовавших молдавско-приднестровских переговоров, стремится доказать, что даже после военной интервенции в Грузии в августе прошлого года она остается беспристрастным посредником в вопросах урегулирования 'замороженных' конфликтов на постсоветском пространстве.
Однако усилия Москвы по урегулированию конфликта, в том числе недавний визит в Кишинев министра иностранных дел Сергея Лаврова, вызвали настороженность на Западе - там официальные круги опасаются, что Кремль пытается 'обойти' существующий формат многосторонних переговоров.
Беседуя с журналистами после встречи 18 марта, Лавров постарался заверить международное сообщество, что так называемый 'формат 5+2' - включающий Россию и Украину в качестве гарантов, ОБСЕ в качестве посредника, а также США и ЕС в качестве наблюдателей - полностью сохраняет свое значение. 'Стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса, - отметил Лавров. - Стороны активизируют работу экспертных групп по выработке мер доверия. Стороны подтвердили значение формата 5+2 и договорились создавать условия для скорейшего возобновления работы в этом формате'.
В поисках соглашения
Независимость Приднестровья, провозглашенную в 1990 г. - когда Молдова еще входила в состав СССР, - не признало ни одно государство, однако Москва неофициально оказывала этому региону поддержку, в основном в ходе военного конфликта между молдавской армией и приднестровскими ополченцами летом 1992 г. Эти вооруженные столкновения, спровоцированные опасениями Приднестровья относительно того, что Молдова воссоединится с соседней Румынией, унесли около 1000 жизней. Боевые действия прекратились после вмешательства в ход событий российской 14-й армии на стороне сепаратистов.
С тех пор сепаратисты занимают жесткую позицию в отношении своей фактической независимости, в то время как Молдова предлагает им лишь широкую автономию в своем составе. После завершения вооруженного конфликта Россия сохраняет военное присутствие в регионе - войска не были выведены и после 2002 г., который Москва и ОБСЕ согласовали в качестве крайнего срока их пребывания. Часть российских солдат получила статус миротворцев, но еще до 1000 военнослужащих остаются в Приднестровье номинально для охраны складов оружия, сохранившихся еще с советских времен.
В совместном заявлении предусматривается придание миротворческому контингенту - состоящему в основном из российских войск - международного мандата под эгидой ОБСЕ. Однако, по словам Лаврова, это может произойти лишь после достижения двумя сторонами окончательной договоренности. 'Стороны отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в Приднестровье и договорились, что целесообразно по итогам урегулирования трансформировать ее в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ', - отметил Лавров.
Неопределенность сохраняется
В отсутствие реального прогресса на двусторонних переговорах, носивших в основном символический характер, аналитики полагают, что переход миротворческой операции под контроль ОБСЕ вряд ли состоится в обозримом будущем.
Молдавский политический обозреватель Влад Лупан считает: заявление по сути дает России возможность держать войска в Приднестровье столько времени, сколько она пожелает. 'Формула [содержащаяся в совместном заявлении] косвенно означает, что вывод российских войск станет возможным только после окончательного разрешения конфликта, - подчеркивает он. - На деле речь идет не о маловероятном преобразовании нынешних миротворческих сил [в контингент под эгидой ОБСЕ], а о том, что и в будущем никакого прогресса с выводом российских войск ожидать не следует'.
На первый взгляд Воронин вернулся в Кишинев победителем: он получил от Кремля четкую поддержку своей Коммунистической партии на предстоящих выборах. Коммунисты считаются фаворитами в ходе голосования 5 апреля, и хотя сам Воронин, находившийся на посту президента два срока подряд, по конституции не может баллотироваться вновь, ожидается, что он останется лидером своей партии.
Воронин - бывший советский генерал МВД - стремится создать себе имидж 'отца нации', отчасти напоминая этим лидера Беларуси Александра Лукашенко. С этой точки зрения он наверно был польщен, услышав, как Медведев назвал его личной заслугой недопущение кровопролития в регионе в условиях неразрешенного конфликта с Приднестровьем, тлеющего уже 19 лет.
Воронин возвращается на родину - в самую бедную страну Европы - не с пустыми руками. Он получил - судя по всему, неожиданный - подарок, способный принести его партии голоса нищих крестьян: обещание Москвы поставить в качестве гуманитарной помощи 50000 тонн мазута для распределения среди фермеров как раз накануне посевной и под конец предвыборной кампании.
Не исключено, однако, что Воронину пришлось заплатить дорогую цену за поддержку со стороны Медведева - после многолетних 'заморозков' в отношениях с бывшим президентом Владимиром Путиным. Подлинное содержание сделок, заключенных Ворониным в Москве мы узнаем, возможно, только после апрельских выборов.
В работе над данной статьей участвовал Раду Бенеа (Radu Benea), корреспондент Молдавской службы RFE/RL в Кишиневе