Мировой кризис угрожает американским оркестрам, зависящим от частных и корпоративных пожертвований, считает российский дирижер Валерий Гергиев.
Гергиев - художественный руководитель и директор санкт-петербургского Мариинского театра (бывший Кировский театр) также является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, с которым он сейчас и проводит гастрольный тур по США (спонсируемый, за вычетом нью-йоркского этапа Takeda Pharmaceutical Co. - крупнейшим в Японии производителем лекарств).
'Американская система - по крайней мере, последние сто лет - была совершенна. Музыканты не зависели от государственной поддержки, как в России или во Франции, - заявил Гергиев перед туром, удобнее усаживаясь на диване в гримерной лондонского Центра 'Барбикан' и поглаживая седеющую щетину на подбородке. - Их поддерживали корпорации и в особенности частные лица'.
'Будем надеяться, что за два-три года система выйдет из кризиса - возможно немного изменившись, возможно, пройдя через потрясения, но оставшись сильной, - и что мы не увидим, как закрываются оркестры', - сказал он.
До прошлого года 55-летний Гергиев был главным приглашенным дирижером нью-йоркской 'Метрополитен-опера'. Сейчас ее 300-миллионный бюджет сократился на треть, и она была вынуждена отдать в обеспечение долга в залог две работы Шагала. Ее директор Питер Гелб (Peter Gelb), занявший этот пост в 2006 году, начал транслировать оперы в прямом эфире в кинотеатрах мира. Идея получила популярность, но обошлась недешево.
Оптимизм в отношении будущего 'Метрополитен-опера'
По словам Гергиева он с оптимизмом смотрит на перспективы 'Метрополитен-опера'.
'Общественное мнение никогда не позволит подобным структурам быстро пойти ко дну и полностью потерять значение, - считает он. - На них смотрит слишком много глаз, к ним обращены мысли слишком многих людей. Люди хотят, чтобы они служили символом культурной мощи тех стран, которые они представляют'.
Знаменитый дирижер родился в Москве, но вырос в российской Северной Осетии. Он - продукт советской музыкальной системы, которую до сих пор считает лучшей в мире.
Впрочем, Гергиев вспоминает с каким скептицизмом часто встречали его музыкальные опыты до распада Советского Союза.
'Мне всегда, каждый раз приходилось доказывать, что я представляю нечто серьезное, нечто высококачественное', - рассказывает он.
Несмотря на постоянные гастроли, Гергиев сохраняет удивительную выносливость. Однажды он сумел за один день дать дневной концерт в Амстердаме и вечерний в Нью-Йорке. Его американские гастроли с Лондонским симфоническим оркестром должны завершиться исполнением семи симфоний Прокофьева в 'Линкольн-центре' в Нью-Йорке. Он также возглавляет Всемирный оркестр мира, объединяющий музыкантов из разных стран.
Похвала Путину
В своем интервью он поблагодарил премьер-министра России Владимира Путина за поддержку Мариинского театра и Государственного Эрмитажа. По его словам, другие чиновники не уделяли этому вопросу такого внимания.
'Путин понимал, что без Мариинского или без Эрмитажа Россия не будет Россией, - заявил Гергиев. - Он не поднимается со мной на дирижерский подиум, но он осознает, что поддерживать лучшие традиции и лучшие институции - его обязанность'.
Политически Гергиев также поддерживает Путина, спасшего, как он считает, Россию от распада. 'Путин пришел к власти в конце1999 года, понимая, что, прошу прощения за театральную метафору, через пять, максимум десять минут представление закончится, - утверждает он. - Когда Советский Союз распался, следующей на очереди оказалась Россия'.
Разбомбленная столица
Один из недавних поступков Гергиева привлек внимание мировой прессы и вызвал жаркие споры. В августе, когда между Грузией и осетинскими сепаратистами разгорелись бои, он вместе с оркестром Мариинского театра дал концерт в Цхинвали - разбомбленной южноосетинской столице. Гергиев уверяет, что это ничем не отличалось от тех концертов, которые он давал для жертв природных катастроф, добавляя при этом, что СМИ, освещавшие конфликты, были настроены против России.
'Политика здесь ни при чем: когда мы говорим о людях, которые пострадали от землетрясения, мы все всегда им сочувствуем, - объясняет Гергиев. - Запад просто не понял, что там происходило'.
'Вокруг слишком много лжи, много 'дымовых завес', - добавляет он. - Единственное, что было действительно уничтожено в ходе конфликта - это город Цхинвали. И кто действительно пострадал - это народ Южной Осетии'.