Одетый в униформу
'Мы сидели в классе, когда услышали пять-шесть выстрелов подряд, - вспоминает одна из учащихся винненденской школы. - Сначала я подумала, что это чья-то неудачная шутка, но когда увидела, что люди выпрыгивают из окон, сама бросилась бежать. Потом мы увидели, как к школе стали подъезжать многочисленные полицейские автомобили и скорая помощь...'
Этой девочке повезло - она осталась в живых. Девять ее ровесников никогда больше не смогут пойти в школу. Почему их бывший соученик, семнадцатилетний Тим Кречмер решил свести счеты таким диким образом, так никогда и не станет ясно. Известно лишь, что в полдесятого утра он, одетый в маску и черную униформу, ворвался в школу и стал прицельно расстреливать людей. 60 выстрелов совершил Тим, как потом установила полиция, и убил на месте 9 детей и 3 учительницы. Несмотря на то, что полиция тут же оцепила здание школы и взяла под контроль все дороги, ведущие из Виннендена, преступнику удалось сбежать. В парке он убил еще одного случайного прохожего. После этого он взял в заложники владельца Volkswagen и заставил водителя ехать по направлению к автобану.
В соседнем Вендлингене убийца выпрыгнул из автомобиля и побежал к автосалону. На территории салона новые убийства - Тим застрелил продавца и одного из посетителей, после чего пытался бежать. В этот момент его настигли полицейские, завязалась перестрелка. Двое полицейских были ранены, раненый в ногу Тим покончил с собой... 17 человек - вместе с убийцей - вот ужасающий результат этой трагедии. Кстати, если бы не директор школы Астрид Хан (Astrid Hahn), жертв могло бы быть гораздо больше. Узнав о происходящем в школе, директор тут же передала по громкой связи закодированное сообщение: 'Frau Koma kommt'. Услышав его, учителя немедленно закрыли классы, преградив дорогу убийце.
Помешанный на оружии
Как могла произойти эта драма, и откуда убийца достал оружие? Если на первый вопрос до сих пор нет ответа, то на второй удалось почти сразу получить информацию. Злополучный пистолет 'Беретта' и огромное количество патронов были взяты... дома. Отец Тима, владелец собственной фирмы и увлеченный член местного стрелкового клуба, хранил дома 15 единиц огнестрельного оружия. Большинство из них было заперто в сейфе, а 'Беретта' и часть патронов лежали в спальне, где Тим их преспокойненько и взял. За нарушение правил хранения оружия против Кречмера-старшего завели уголовное дело.
'Он был помешан на оружии, - рассказывает бывший приятель Тима, Михаэль из города Вайлера. - Когда-то мы с ним дружили, он увлекался настольным теннисом и был очень талантлив в спорте. Выигрывал кубки и медали в соревнованиях. Но два года назад мы перестали общаться, он становился все более странным. Вместо спорта его стали интересовать фильмы ужасов, которые он беспрерывно смотрел, компьютерные игры и пистолеты. И он упражнялся повсюду: в подвале своего дома, на турнирах и даже на детской площадке...'
Видимо, стрельба по живой мишени в какой-то момент перестала быть для него только виртуальной реальностью. И в ночь перед преступлением он тоже играл в свою любимую компьютерную игру, расстреливая человечков...
То, что юноша страдал раздвоением личности и был психически болен, его родители не подтверждают. Однако директор психиатрической клиники в Вайнсеберге вблизи Хайльбронна Матиас Михель (Matthias Michel) рассказал о том, что в прошлом году подросток неоднократно лечился от депрессии в этой больнице амбулаторно и стационарно, и ему было рекомендовано дальнейшее пребывание в больнице Виннендена. Но Тим лечение отклонил.
Несчастная любовь или насмешки окружающих?
Почему Тим решил совершить это страшное преступление, теперь трудно понять. Запись в чате, где подросток якобы рассказывал о будущем убийстве, оказалась подделкой, фальшивый след. Однако достоверно известно, что юношу очень интересовали драмы, произошедшие в школах Эрфурта и Эмсдеттена. Он не раз появлялся на форумах сайтов, на которых обсуждались эти убийства, и под разными именами высказывал свое мнение.
Возможно всему виной - несчастная любовь и девочка, которая не разделила страсти Тима. Ведь 8 из 9 расстрелянных школьников были девушками, причем почти все они были убиты прицельным выстрелом в голову.
Другая возможная версия - насмешки окружающих. Его знакомые признают, что над Тимом многие смеялись. Некоторые даже говорят о травле. 17-летний в ответ все больше уходил в себя, почти все свободное время проводя дома перед компьютером. Возможно, что вину за свою изоляцию Тим возложил на окружающих...
Избежать нового Виннендена и Эрфурта
Теперь власти пытаются понять, каким образом можно избежать новых трагедий, ставших, к сожалению, в Германии почти обыденностью. Превратить школы в неприступные крепости, приставив к каждой дюжину полицейских? Или ужесточить закон, регулирующий правила торговли и владения оружием? Некоторые политики, например, потребовали запретить членам стрелковых обществ держать дома оружие. Но тогда пистолеты и винтовки будут складироваться на базах стрелковых клубов, которые не достаточно защищены от возможных разбойных нападений, - парируют другие эксперты.
Есть и предложения более активно привлекать к работе в школах детских психологов, которые должны работать с такими, как Тим, страдающими от насмешек окружающих.
Пока же психологи и педагоги опекают ребят из школы Виннендена. В понедельник в спортзалах и общинных центрах города начались уроки по желанию. Здание школы, где все произошло, закрыто на неопределенный срок, а обычные занятия начнутся не раньше, чем через неделю. Пока же детей ожидают дальнейшие печальные мероприятия - похороны жертв убийства.
Комментарий психолога Александра Файна
Амок - от малайского 'менгамук' ('впадать в ярость') - социокультурный симптом, проявляющийся в результате совокупности самых разных обстоятельств и поведенческих особенностей человека.
Вероятность его проявления наступает, когда человек попадает в сложные, экстремальные условия и чувствует себя в безвыходном положении. Кстати, многие ошибочно думают, что в основе амока лежит исключительно болезненное психическое состояние. Это неверное понимание приводит к совершенно неправильным выводам, порождая проблему в подходах и оценках. Причины же проявления амока могут быть самые разные, назову некоторые из них. Первое - желание свести счеты с жизнью и унести с собой как можно больше жизней, чтобы, уходя, навредить этому миру. Второе - намерение прославиться любой ценой ('слава Герострата'). Третье - психическое расстройство.
У подростков же одной из причин проявления этого социокультурного симптома может быть возрастная дезориентация в современном мире. Гибкая подростковая психика проявляет себя неадекватно под тяжестью различных обстоятельств, происходит смешивание действительности и фантазий. В этом состоянии юноши ведут себя агрессивно по отношению к окружающим. И в исключительных случаях, при трагическом стечении обстоятельств, да еще если под рукой оказывается оружие, они могут совершить убийство. Не было бы оружия - в большинстве случаев не было бы и трагедии, которая произошла в городке Винненден.
Есть ли средства предотвратить амок? Его невозможно ни лечить, ни предложить эффективную профилактику. Каждый случай уникален. Пересечение личных проблем с общественной неустроенностью говорит о том, что мы не застрахованы от следующих трагических эпизодов. Между прочим, хотя сегодня все больше ситуаций, которые осложняют жизнь человека, амок не является каким-то современным проявлением. Он существует давно и многократно описан в литературе. Но сегодняшняя опасность - в наличии современного скорострельного оружия, такого простого в применении, что даже ребенок может с ним справиться. Именно поэтому запретить хранение оружия дома, спрятать его с глаз - было бы вполне разумно. Ведь беда случается только тогда, когда под руку отчаявшемуся человеку с агрессивными фантазиями попадает оружие. А что касается компьютерных игр, корень зла - не в них, во время игры агрессия, наоборот, уходит. Известно, что в 'войнушку' играли всегда.
Задумываясь над тем, как освобождаться от накопившейся внутренней агрессии, можно было бы обратиться к опыту других стран. Японцы, как известно, решают эту проблему, избивая 'кукол-начальников'. Для Германии, где на распродажах можно накупить предостаточно дешевой посуды, я бы рекомендовал идти по другому японскому пути - устраивать дни битых чашек.
Но если говорить совсем серьезно, ясно одно, проблема амока - практически неразрешимая. Нужны определенные преобразования в работе общественных институтов. Следует приступить к совместно выработанным комплексным мерам, способствующим усилению работы служб помощи семье. А отдельные подростки, находящиеся в состоянии кризиса, должны быть в поле зрения специалистов, общаться с которыми следует так же интенсивно, как с домашними врачами.
И хотя в Германии вопрос помощи населению хорошо продуман, есть и социологические службы, но их количество необходимо увеличить раз в десять. Люди должны иметь возможность обращаться в эти службы в момент глубоких переживаний. Человек, когда ему плохо, не должен находиться один, ведь чувство одиночества разрушает психику. Прелюдия амока - отсутствие умного собеседника, друга, помощника. n
Хроника трагедий в Европе
Не только в Америке, но и в школах Европы массовые убийства и нападения на людей в последние десятилетия стали, к сожалению, почти обыденным явлением. Вот лишь некоторые из страшных трагедий:
13 марта 1996 года, Данблейн, Шотландия. Маньяк убивает в спортзале начальной школы 16 первоклассников и их учительницу. Еще 12 детей и два педагога были ранены. Убийца застрелился.
9 ноября 1999 года, Майсен, Германия. 15-летний ученик саксонской гимназии задушил преподавательницу на виду у всего класса. Пытался скрыться с места преступления, но был задержан местной полицией.
8 июня 2001 года, Осака, Япония. 37-летний маньяк задушил 8 детей в местной школе и еще 20 школьникам нанес тяжкие телесные повреждения.
26 апреля 2002 года, Эрфурт, Германия. Выпускник местной гимназии ворвался в здание своей бывшей школы, где расстрелял 16 человек - 12 преподавателей, двоих учащихся, секретаршу и полицейского, после чего покончил с собой.
20 ноября 2006 года, Эмсдеттен, Германия. Вооруженный выпускник реальной школы ворвался в здание и стал стрелять во всех без разбору. Пятеро человек получили огнестрельные ранения, еще 32 ученика - отравление дымом. Убийца покончил с собой.
7 ноября 2007 года, Йокела, Финляндия. 18-летний ученик убил 8 человек в здании школы.
23 сентября 2008 года, Каухайоки, Финляндия. Ученик профессиональной школы застрелил 10 человек, после чего покончил с собой.
23 января 2009 года, Дендермонд, Бельгия. Маньяк проник в детский садик, где зарезал двух малышей и воспитательницу. Психически невменяемый преступник был задержан полицией.
В школах России и стран бывшего СССР вместо винтовок и автоматов в ход идет холодное оружие. Так, в марте 2007 года в литовской Клайпеде ученики забили до смерти топором своего учителя физкультуры. В сентябре 2006 года конфликт двух десятиклассников из московской школы ? 563 закончился поножовщиной, в результате - один школьник зарезал другого. В 2007 году в Днепропетровске трагедия вышла за пределы учебного заведения, но от этого не стала менее ужасной. Три одноклассника, дети богатых родителей и недавние выпускники школы, за короткое время убили 19 человек в городе. Все преступления были совершены не из-за наживы, а лишь ради развлечения! Заядлые компьютерные игроки и любители стрелялок, 'детишки' снимали свои убийства на видеокамеры мобильных телефонов.