По окончании прошедших в минувший четверг в подмосковном Завидово переговоров президенты Беларуси и России Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко условились в самое ближайшее время продолжить беседу. Пауза в диалоге оказалась короче не бывает. Уже в субботу Лукашенко и Медведев вновь жали друг другу руки и вновь 'без галстуков'.
Площадкой для продолжения беседы был избран сочинский курорт Красная Поляна. В ближайший понедельник Медведеву в Сочи предстоит участие в посвященном олимпийским вопросам заседании Совета по спорту. Есть олимпийские интересы и у Беларуси, которая к зимним Играм 2014 года выбила себе подряд на строительство биатлонного комплекса.
Этот проект ориентировочной стоимостью в 40 млн долларов будет реализовывать компания 'Трайпл', представители которой прилетели в Сочи вместе с Лукашенко. 'Хотел бы, чтобы вы вникли в ход строительства и оказали нам содействие в этом плане, потому что там, видимо, не все в порядке', - попросил белорусский президент своего российского коллегу.
Но, очевидно, не проблемы белорусских строителей на олимпийском объекте Сочи стали главными темами переговоров Лукашенко и Медведева. Если в Завидове главы государств говорили об экономике, то в Красной Поляне завели разговор о геополитике.
'Уважаемый Александр Григорьевич, мы с вами позавчера договорились, что сначала обсудим вопросы торгово-экономического сотрудничества, сотрудничества в финансовой сфере, а потом, через короткую паузу, встретимся и обсудим вопросы межрегионального сотрудничества, вопросы интеграционных процессов, которые идут между нашими странами, которые идут в целом на евразийском пространстве, поговорим и о международных вопросах', - сказал в начале встречи Медведев.
'Абсолютно поддерживаю вашу концепцию сегодняшней встречи, - заявил в ответ Лукашенко, - поскольку мы действительно тогда обсудили антикризисные меры, экономику и прочее, и у нас остался пакет некоторых вопросов, которые мы должны обсудить. И, конечно, желательно поговорить по внешнеполитическим аспектам, чтобы у нас здесь не было никаких разночтений'.
Разночтения, о которых упомянул Лукашенко, судя по всему, касаются диалога официального Минска с Евросоюзом и планов участия в политике Восточного партнерства, куда Беларусь приняли буквально вчера, а также тесно увязанного с европейскими перспективами нашей страны провисшего вопроса признания независимости Южной Осетии и Абхазии.
Вероятно, пятничная пауза в переговорах Лукашенко и Медведева была вызвана как раз намерением дождаться вестей из Брюсселя. Ведь от того, примут Беларусь в Восточное партнерство или нет, можно предположить, зависела дальнейшая стратегия развития отношений между Минском и Москвой.
Впрочем, Евросоюз вписал Беларусь в свою новую политику пока формально. К каждой из стран 'шестерки' Брюссель намерен подойти со своей меркой и с каждой заключить персональный договор, в котором, судя по всему, будут оговорены как новые возможности для страны, так и ее обязанности перед ЕС и другими членами Восточного партнерства.
Если верить источнику российского 'Коммерсанта' в администрации президента Беларуси, то для официального Минска сегодня 'политические и имиджевые дивиденды важнее финансовых'. Мол, участие Беларуси в Восточном партнерстве поможет сломать стереотип о стране, как о последней диктатуре в Европе.
'ЕС для нас второй по важности торговый партнер после России - туда идет 44% нашего экспорта, а товарооборот оценивается в 22 млрд долларов (с Россией - 35 млрд долларов). Ясно, что мы заинтересованы в расширении торговых отношений, которым мешает негативный образ Беларуси на Западе', - отметил представитель президентской администрации.
Предъявляя европейцам претензии в стереотипности взглядов на Беларусь, официальный Минск сам страдает схожей болезнью, видя в Европе лишь гигантский рынок сбыта и неисчерпаемый инвестиционный источник.
'Когда представители официальной Беларуси говорят о Европе, они игнорируют то обстоятельство, что понятие современной Европы, идентичность Европы - это не только определенное географическое пространство, но, прежде всего, концепция, за которой стоит некоторый ценностный кодекс', - отмечает политолог Сергей Паньковский на сайте 'Наше мнение'.
Белорусский же режим никак не может понять, что не все упирается в деньги, что объединенная Европа сегодня оперирует совершенно другими категориями, деньги к которым являются лишь неизбежным приложением, но не их основой.
Вероятно, поэтому представителям официального Минска гораздо проще, чем с Западом, вести переговоры с Москвой, у которой рубль и доллар всегда были самыми весомыми аргументами. Но в таких случаях переговоры превращаются не в диалог, а в торг. Что, впрочем, уже давно стало неотъемлемостью белорусско-российских отношений.
Что же касается взглядов Москвы на участие Беларуси в Восточном партнерстве, то, несмотря на существующее в околокремлевской тусовке убеждение, что этот проект носит антироссийский характер, прямолинейно препятствовать этому процессу Россия не будет. Скорее всего, что давление на тот же Минск, а заодно Ереван и Кишинев, будет рациональным.
Сегодня, когда перспективы и выгоды участия постсоветской 'шестерки' в Восточном партнерстве весьма туманны, Москва может их легко перебить. На что, по сути, и намекнул в минувшую пятницу в Минске министр финансов России Алексей Кудрин, весьма недвусмысленно говоривший об имеющихся у Москвы желании и возможности подставить плечо.
На практике, скорее всего, российская финансовая помощь Беларуси в проекции на Восточное партнерство может рассматриваться как фактор сдерживания. Официальный Минск попросту попросят не заходить в отношениях с Европой уж слишком далеко. Стать, своего рода, засланным казачком. В окружении желтых звезд сохранять верность Андреевскому флагу. Проще говоря, не делать глупостей. Мол, стройте свой мост, но не забывайте, что на нем должно быть две полосы.