Нынче тяжело всем. Украинское правительство - не исключение. Кое-кто на собственном горьком опыте убедился, что значит находиться у власти в разгар кризиса, когда любое руководящее кресло превращается в электрический стул.
Еще вчера вы были безоговорочным фаворитом президентских выборов, а сегодня Центр Разумкова дает вам жалкие 15,7%. В спину дышит молодой нахал Яценюк, готовый сыграть роль украинского Обамы.
Терпеливый Янукович надеется, что оранжевые конкуренты наконец-то уничтожат друг друга, и он получит заветную шапку Мономаха.
Хитроумный Литвин, умудряющийся находиться во власти, но при этом не ассоциироваться с ней, подсчитывает будущие политические дивиденды. Напористый Олег Тягнибок отбирает Тернопольщину. Даже заслуженный пенсионер Леонид Данилович не прочь тряхнуть стариной - шутит, конечно, но в каждой шутке есть доля правды.
А тут еще американский посол Тейлор со своими заявлениями. Лукавый янки не исключает неожиданностей на грядущих президентских выборах - дескать, кризис может иметь политические последствия:
Что делать? Как сохранить свой рейтинг? Воспользуйтесь эксклюзивным учебником политического выживания в условиях кризиса!
Теория
1. Прежде всего забудьте о "мудром" народе, который якобы все видит, все понимает, способен объективно оценивать ситуацию и безошибочно выявлять причинно-следственные связи.
Это вздорная выдумка интеллигентов-идеалистов, больших любителей "сермяжной правды". Отталкиваться от этого заведомо ложного тезиса - гарантированный путь к проигрышу.
Вы должны исходить из реального положения дел: среднестатистический представитель народа всегда иррационален в своих политических предпочтениях, а в разгар кризиса - тем более. Он не отягощен аналитическими способностями и экономической премудростью, руководствуется эмоциями, а не логикой, и легко поддается манипулированию.
2. Не увлекайтесь прагматичными антикризисными мероприятиями - нужного эффекта вы не достигнете. Даже если вам удастся немного смягчить удар кризиса, электорат все равно останется недоволен и не оценит ваших усилий.
Попытки управлять экономическим кризисом бессмысленны: он вам неподвластен.
Управлять нужно общественными настроениями, народными эмоциями. Ваша парафия - не промышленность и не фондовые рынки, а людское сознание. Раз и навсегда запомните главную заповедь успешного политика: "Экономистом можешь ты не быть, психологом социальным быть обязан!"
3. Ваш истинный противник - не кризисные явления в экономике, а колоссальный общественный негатив.
Ваша задача - отвести этот негатив от себя любимого (-мой), перенаправив его на другие мишени. Так называемый перенос - отличная штука, описанная еще дедушкой Фрейдом. В разгар кризиса это единственное спасение для политика, облеченного властью.
В далекой Японии имеется антикризисное святилище бога бедности Бимбо Гами. Любой посетитель может вооружиться бейсбольной битой и отомстить деревянному идолу за свои финансовые неудачи. Желающих отвести душу на статуе хоть отбавляй. Говорят, многим помогает.
Вы должны предоставить народу необходимое количество Бимбо Гами - из плоти и крови, в элегантных костюмах от Бриони и дорогих швейцарских часах.
Практика
Социально-экономическое положение стремительно ухудшается, но политиков, находящихся у власти, все равно поддерживают. Возможно ли такое? Да - свидетельствует богатый исторический опыт.
Недавно президент Виктор Ющенко со свойственной ему деликатностью и красноречием осудил "вонючий популизм 1917 года". В далеком 1917-м люди охотно пошли за популистами-большевиками, сулившими народу хлеб и мир, - в этом нет ничего удивительного.
Примечательно другое: вместо обещанных прелестей народ получил экономическую разруху, голод и мясорубку гражданской войны, однако большевистское правительство по-прежнему пользовалось значительной народной поддержкой. В чем же крылась разгадка?
Ильич и его соратники оказались неплохими психологами: им удалось перенести колоссальный общественный негатив на демонических буржуев, пауков-эксплуататоров.
Негативные эмоции голодного и озлобленного пролетария были преобразованы в классовую ненависть. Трудовому народу жилось все хуже и хуже, но большевики оставались наиболее популярной политической силой и сокрушили своих противников.
В 1930-е годы феноменом переноса активно пользовался товарищ Сталин. Уровень жизни в СССР резко снизился, но Отец народов вышел из-под удара, подкинув населению необходимое количество врагов и вредителей.
В магазинах появились карточки и многометровые очереди? Власти немедленно инициируют судебный процесс над "организаторами голода". 48 руководящих работников пищевой промышленности приговорены к расстрелу. Сытнее от этого не стало, зато народу предоставили возможность выплеснуть накопившийся негатив: опережая решение суда, разгневанные пролетарии дружно голосуют за смертную казнь изобличенным чинушам:
Есть примеры и посвежее. Радикальные исламисты из движения "Хамас" - некомпетентные управленцы и никудышные менеджеры, доведшие сектор Газа до гуманитарной катастрофы. Казалось бы, население должно отвернуться от политиков-радикалов - на это и рассчитывали враги "Хамас".
Но не тут-то было! Экономическая блокада и вражеские зачистки позволили лидерам "Хамас" перевести весь негатив на одиозный Израиль. Простые палестинцы горячо поддерживают родных борцов с ненавистным сионизмом. Эффект переноса вновь сработал безотказно.
Домашнее задание
1. Не вздумайте проводить рациональную экономическую политику! Ваш выбор - рациональная психологическая политика.
Нужно поддерживать сферы, которые напрямую ассоциируются с правительством - за счет областей, где возможен успешный перевод стрелок.
Если задерживается выплата пенсий и зарплат бюджетникам, если сокращаются социальные подачки - народу некого винить, кроме родного правительства.
Если останавливаются заводы, если инфраструктура находится в бедственном состоянии - негатив можно перевести на проклятых олигархов или местные власти.
Так что забудьте о поддержке промышленного производства и масштабных инфраструктурных проектах. Все средства, которые вам удастся раздобыть, нужно раздавать населению. Социалка, социалка и еще раз социалка!
Конечно, грамотные эксперты будут недовольны, но электоральная поддержка яйцеголовых умников вам все равно не грозит.
2. По мере углубления кризиса нарастает и общественный негатив. Народ должен как-то выплеснуть негативные эмоции, и вы обязаны ему помочь, предоставив людям подходящую отдушину.
Лучше всего затеять войну с алчными банкирами и разжиревшими олигархами. Не со всеми, конечно: нескольких человек хватит с лихвой. Главное, чтобы избранная мишень была достаточно состоятельной и одиозной - народ это любит, классовую ненависть никто не отменял.
Неплохие результаты дает административный контроль за ценами и последующая борьба с негодяями-спекулянтами - виновниками товарного дефицита.
Кто-то из жирных и богатых непременно должен пострадать! Экономическое положение от этого нисколько не улучшится, но народ все равно будет доволен: в кризисных условиях злорадство с успехом заменяет житейские радости.
На худой конец можно устроить импичмент непопулярному президенту с трехпроцентным рейтингом. Образцово-показательная порка человека, который набил оскомину 97-ми (!) процентам населения, позволит высвободить массу негативных эмоций.
3. Люди должны твердо знать: хоть судьба и занесла вас в руководящее кресло, вы находитесь на стороне народа и самоотверженно боретесь с его заклятыми врагами, истинными виновниками кризиса и разорения.
Для этого необходима эффективная информационная политика. Исторический опыт свидетельствует: для успешного переноса негативных эмоций нужно контролировать СМИ или хотя бы заручиться их благожелательным нейтралитетом.
Постарайтесь взять под контроль один из ведущих телеканалов страны, это вам здорово поможет.
***
На этом месте читатель должен разразиться праведным гневом. Откуда такая забота об украинском руководстве?! Антикризисные рекомендации нужно давать не бесстыжим политиканам, а простому народу!
Автор подозревает, что амбициозные политики и без этих скромных советов выберут верную стратегию - разрушительную для страны, но дающую им самим шанс на выживание.
Что же касается народа, готового к чудесному превращению в электорат. Люди всегда могут поверить в то, во что захотят. Это главная и, к сожалению, неразрешимая проблема.