Олег Дерипаска - миллиардер, алюминиевый магнат и некогда один из самых богатых людей в России - может потерять контроль над своей Объединенной компанией 'РУСАЛ', дела которой пошатнулись из-за долга в 14 миллиардов долларов и снижающихся цен на металлы.
На этой неделе кредиторы компании должны встретиться и рассмотреть вопрос о консолидации долга и конвертации его в акционерную долю в капитале 'РУСАЛа', сообщил нам осведомленный источник в банковских кругах, пожелавший сохранить анонимность в связи с тем, что переговоры будут закрытыми. Тем временем, 'РУСАЛ' заявляет, что вариант с конвертацией не рассматривается. До начала мая компании необходимо добиться пересмотра условий кредитов на 7,4 миллиардов долларов, полученных в более чем 70 иностранных банках, в числе которых ABN Amro NV, Citigroup Inc., BNP Paribas SA и Merrill Lynch & Co.
'На этой стадии Дерипаска, вероятно, лишится контрольного пакета акций, - считает аналитик московской финансовой компании 'УРАЛСИБ' Майкл Кэвано (Michael Kavanagh). - Если не появится признаков возрождения алюминиевой отрасли, я не вижу, как можно будет спасти 'РУСАЛ', не используя акции'.
По данным журнала Forbes, в прошлом году, когда российский рынок упал, а цена алюминия снизилась до 7-летнего минимума, 41-летний магнат уже потерял 88 процентов своего состояния. Между тем, на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что российское правительство не собирается помогать крупнейшему производителю алюминия выплачивать долг.
'РУСАЛ' не рассчитывает на финансовую помощь от правительства и планирует реструктурировать долги и сократить издержки, сообщила московская компания электронным письмом.
Вопрос о конвертации долга в акции 'не рассматривается'
'Мы не рассматриваем вопрос о конвертации долга в акции и не обсуждаем его с банками', - заявила сегодня нам по телефону представитель 'РУСАЛа' Вера Курочкина. Пресс-секретарь Дерипаски Сергей Бабиченко отказался отвечать на вопрос о том, может ли магнат расстаться с частью акций 'РУСАЛа'.
Тем не менее, вчера Дерипаска согласился уменьшить свой пакет акций с 56,8 процентов до 53,8 процентов в рамках реструктуризации задолженности размером в 2,8 миллиарда долларов миллиардеру Михаилу Прохорову. Около 2 миллиардов этого долга будут конвертированы в акции 'РУСАЛа'.
Дерипаска залез в долги, чтобы модернизировать стареющие российские заводы 'РУСАЛа' и начать экспансию в Гвинею, на Украину и в Нигерию. В прошлом году 'РУСАЛ', собиравшийся превратиться в межотраслевой металлургический концерн, который мог бы соперничать с австралийским BHP Billiton Ltd., занял 4,5 миллиарда долларов, чтобы финансировать покупку у Прохорова 25 процентов ОАО 'ГМК Норильский никель'.
По мере роста в мире спроса на алюминий 'РУСАЛ' собирался наращивать производительность. В июле на лондонской бирже цена этого легкого металла, использующегося автопромом и производителями тары для напитков, достигла рекордной отметки в 3380 долларов за метрическую тонну. В результате общего обвала спроса на сырье его цена также упала на 56 процентов. В октябре принадлежащий государству 'Внешэкономбанк' предоставил 'РУСАЛу' финансовую помощь на год. По мнению Шувалова, пролонгировать эту ссуду не следует.
Алюминиевые войны
'Он действительно творил чудеса, но тогда на его стороне играл рынок, - считает специалист по инвестиционной стратегии Джеймс Бидл (James Beadle) из московской компании Pilgrim Asset Management. - С таким кризисом он никогда не сталкивался'.
Дерипаска вырос на юге России, в Краснодарском крае. Бизнесом занялся, учась в институте в Москве. Позднее сотрудничал с инвестором Михаилом Черным. В 26 лет уже управлял алюминиевым заводом в Сибири.
В середине девяностых за контроль над российской алюминиевой промышленностью схватились несколько группировок. Их борьба, сопровождавшаяся рядом нераскрытых убийств, получила название 'алюминиевых войн'. Дерипаска и Черный пережили смуту, и объединили свои активы. В 2000 году они слились с алюминиевой империей миллиардера Романа Абрамовича.
Стоимость компании
Позднее Черный и Абрамович продали свои доли и, после слияния с конкурентом - компанией 'СУАЛ', принадлежащей миллиардеру Виктору Вексельбергу, и приобретения активов швейцарского трейдера Glencore International AG, Дерипаска остался владельцем 53,8 процентов 'РУСАЛа'. В 2008 году Дерипаска был признан самым богатым человеком в России. Forbes оценивал его состояние в 28 миллиардов долларов.
Вчерашняя сделка с Прохоровым, сменившим Дерипаску в роли самого богатого человека в России, позволяет оценить 'РУСАЛ' в 44 миллиарда долларов. 'УРАЛСИБ' полагает, что за вычетом долгов компания стоит сейчас15 миллиардов долларов, в то время как до падения сырьевых цен ее стоимость составляла 30 миллиардов.
'РУСАЛ' очень закрыт, и не обнародует свои прибыли. Известно, что его выручка за первую половину 2008 года составила 8 миллиардов долларов при объеме продаж в 2,2 миллиона тонн. По оценкам ING Groep NV, выручка без учета выплаты процентов, налогов и амортизационных отчислений в этом году может упасть на 64 процента и составить 2,1 миллиарда долларов.
'РУСАЛ', как и другие производители алюминия, сокращает производство в связи с избыточным предложением. Крупнейшая в США алюминиевая компания Alcoa Inc. на прошлой неделе предсказала убытки во втором квартале подряд.
Обслуживание долгов
Только обслуживание долгов 'РУСАЛа' может потребовать не меньше 1,5 миллиардов долларов в год, считает аналитик московской инвестиционной компании 'ВТБ Капитал' Александр Пухаев. Кроме того, 'РУСАЛ' еще должен выплатить кредит государству.
'Дерипаска хочет сохранить контрольный пакет, но с учетом того, сколько средств ему необходимо привлечь, это практически неосуществимо, - утверждает аналитик московской компании 'Тройка Диалог' Михаил Стискин. - Хотя прямое банкротство, разумеется, невозможно, структура собственности может претерпеть значительные изменения'.
Если кредиторы 'РУСАЛа' получат акции, держать они их будут лишь до тех пор, пока не найдут на них покупателя. У банков нет ни возможности, ни желания управлять 'РУСАЛом', полагает партнер московской компании DBM Capital Partners Тимоти Маккачен (Timothy McCutcheon). В число активов компании входят, например, шесть алюминиевых заводов в Сибири, недалеко от границ с Китаем и Монголией.
'Ни один банк в здравом уме не захочет получить завод в Сибири', - убежден Маккачен.
'РУСАЛу' следует поискать инвесторов в Китае или на Ближнем Востоке, по примеру Rio Tinto Group, говорит Кэри Пинковски (Cary Pinkowski) - бывший специалист по инвестициям Canaccord Capital, ныне возглавляющий Kola Mining Corp., которая занимается добычей в России никеля и золота. 'Китайцы также могли бы покупать у него металл'.