Кто станет мэром города, где будут проходить Олимпиада: офицер КГБ, ставший олигархом, либеральный реформатор или человек, скрывающийся от международного правосудия, разыскиваемый по подозрению в убийстве?
В то время как Россия смакует с трудом завоеванное престижное право проводить Зимние Олимпийские игры 2014 года, вокруг невероятного приза - поста мэра черноморского города Сочи, где будет проходить Олимпиада - началась символическая битва за душу страны.
Среди тех, кто жаждет руководить сонным морским курортом, ряд известных персоналий, хорошо известных в Москве. На кону - потенциально прибыльная должность, поскольку в строительство роскошных гостиниц и спортивных сооружений в Сочи инвестируются миллиарды долларов, и бизнесмены из всех сил стремятся завоевать расположение местной администрации.
Что важнее всего - мэр Сочи будет открывать Олимпийские игры в качестве символического посла той России, которую создал премьер-министр Владимир Путин.
Среди непростых биографий кандидатов самая темная - у Андрея Лугового, выдачи которого требует Великобритания, чьи органы правосудия подозревают его в том, что он подсыпал радиоактивный полоний в чай российского диссидента. Луговой, приобретший известность благодаря этому обвинению, разыграл эту карту, чтобы получить место в парламенте, и слывет в некотором роде героем среди многих россиян именно потому, что они верят - он действительно отравил человека, критиковавшего их правительство.
В интервью, которое он дал в своем думском кабинете в пятницу, бывший агент КГБ заявил, что надеется и рассчитывает баллотироваться в апреле на пост мэра Сочи, однако отметил, что окончательного решения еще не принял. Он сказал, что социологические исследования уже проводятся, и предположил, что предвыборная гонка выльется во второй тур, а 'окончательная' борьба развернется между двумя кандидатами.
'Сочи нужен приток свежей силы : которая все расставит по местам, - сказал он. - Они утверждают, что Сочи не должны руководить аутсайдеры, но это неправда. Настало время для решительных действий'.
Луговой в хорошо скроенном костюме и розовой рубашке, холеный и моложавый, вольготно расположился в кожаном кресле. Окна его кабинета выходят на Кремль и Собор Василия Блаженного. Молодой националист- депутат не может покинуть пределы России, потому что за границей выдан орден на его арест по подозрению в убийстве Александра Литвиненко в 2006 году.
Луговой утверждает, что его подставили. Он с ухмылкой сказал, что должен поблагодарить Великобританию за предоставленную ему возможность поездить по родной стране. Защищенный парламентским иммунитетом, он изъездил Россию вдоль и поперек, в одном только Сочи он за последний год побывал 10 раз, 'в основном благодаря помоям, которые на меня вылила Британская прокуратура'.
Его потенциальные конкуренты предупредили, что если Луговой станет мэром, Великобритания и другие страны Западной Европы могут объявить бойкот Зимней Олимпиаде. Вдова Литвиненко Марина недавно призвала западные правительства игнорировать это событие в случае, если Луговой выиграет выборы. Она сказала: 'Я лично буду ездить из страны в страну и призывать людей не посещать Олимпийские игры, которые будет открывать убийца'.
Когда мы спросили Лугового, что он думает о возможном бойкоте, он пожал плечами. 'Хорошо, британцы не приедут, - сказал он. - Пусть проводят что-нибудь в Лондоне. Это их проблема'.
Как и следовало ожидать между Луговым и Британией большой симпатии не наблюдается. 'Они грабили свои колонии, а потом вернулись на свой островок и сказали: 'Теперь мы будем демократической страной', - сказал Луговой. - Достойная позиция, восседать на краденом золоте и бриллиантах, добытых благодаря уничтожению целых народов'.
Однако он добавил, что иногда общался в московских пивных с британскими туристами и бизнесменами. 'Я угощал их виски, джином и чаем, - сказал он. - И мне показалось, что они сочли это за честь'.
Далее Луговой заявил, что между США и Великобритании большой разницы не существует, потому что оба государства являются частями 'англо-саксонской империи'.
Он попытался проиллюстрировать свою точку зрению, выдав ряд невразумительных колкостей в адрес евреев, в том числе рассказал анекдот о том, как один еврей продавал слона другому еврею.
'Мы называем это еврейским баскетболом, - сказал он. - Здесь люди понимают, о чем идет речь'.
Лугового в предвыборной гонке ждет острая конкуренция. Во-первых, существуют местные кандидаты. Один из них - нынешний мэр Сочи Анатолий Пахомов, которого поддерживает правящая партия 'Единая Россия'.
Затем, Александр Лебедев, бывший офицер КГБ, который обогатился и стал олигархом с миллиардным состоянием, а теперь изредка позволяет себе делать критические высказывания в адрес Кремля. Среди его активов - крупный пакет акций 'Аэрофлота' и медиа-империя, куда входит дерзкая российская 'Новая газета' и лондонская Evening Standard.
Больше всего Луговой опасается конкуренции со стороны Бориса Немцова, одного из последних несгибаемых либералов России. Немцов, уроженец Сочи, в вольные 1990-е дошел до поста заместителя премьер-министра, но при централизации власти Путиным был низведен до положения всеведущего 'овода'.
Находившийся в Сочи Немцов, заявил в телефонном разговоре с нами, что принял решение баллотироваться, когда получил письмо, подписанное 400 жителями, просившим его вернуться в родной город и вступить в гонку. Он сообщил, что его земляки обеспокоены коррупцией, ущербом, наносимым окружающей среде и выселением жителей в ходе поспешных усилий превратить спокойный город в столицу Олимпиады.
'Они пригласили меня не как лидера оппозиции, а как уроженца Сочи и известного человека, - сказал Немцов. - Им нужна поддержка на федеральном уровне, чтобы модернизировать инфраструктуру и защитить права жителей'.
Однако на пути его кампании уже возникают препятствия. Немцов утверждает, что его внесли в 'черные списки' местных телеканалов, и что попытка провести встречу с избирателями была сорвана милицией. Подобные жалобы типичны: оппозиционеры, критикующие Путина, вынуждены были бороться за освещение своей деятельности в СМИ, или сразу не допускались к предвыборной гонке.
'Единственное что мне остается - это встречаться с людьми на пляже, в кафе, ресторанах, на улице', - сказал он.
Когда Немцова спросили о стремлении Лугового возглавить Сочи, Немцов резко ответил: 'Он - кагэбешник, поэтому я уверен, что решение принимали в Кремле. Они не думают о репутации страны, они не думают о репутации Сочи. Они просто выдвинули этого шута, этого убийцу. Это - катастрофа для России'.
У Лугового в Москве также было, что сказать Немцову. Его голос оставался спокойным, лицо расслабленным, поза непринужденной. Только слова стали угрожающими.
'Подобным людям не место в России: Когда они говорят, что желают российскому народу добра, мне чисто по-человечески хочется дать им по башке, - сказал он. - Я презираю их. Я презираю их как жалких существ'.