Крошечный дефолт российской компании, занимающейся лизингом в области авиации, заставил содрогнуться весь рынок российских долговых ценных бумаг.
Отказ 'Финансовой лизинговой компании' от выплат по облигациям на сумму в 250 миллионов долларов стал первым дефолтом по внешнему долгу российской компании, принадлежащей государству, со времен финансового коллапса 1998 года.
Это приводит в смущение иностранных инвесторов, опасающихся, что в попытках справиться с финансовым и экономическим кризисом Россия может позволить и многим другим фирмам прекратить платежи по их многомиллиардным долгам.
'Очевидно, что готовность и желание правительства: предоставлять поддержку большому числу предприятий, уменьшается', - утверждает Эд Паркер (Ed Parker), возглавляющий в Fitch Ratings отдел развивающихся стран Европы.
Десять лет назад в России произошел обвал валюты и дефолт по государственному долгу. Позднее, благодаря заоблачным ценам на нефть страна начала приходить в себя.
Это заставило иностранных инвесторов вернуться. Пока на дворе стояли хорошие времена, российские компании активно привлекали средства на международных рынках долговых обязательств. С 2006 года, по данным Dealogic, они заняли больше 215 миллиардов долларов.
Теперь они оказались в ситуации, когда получить кредит за рубежом невозможно, а местная банковская система с трудом справляется с нагрузкой.
Рубль также упал, что затрудняет выплату долгов, выраженных в долларах или в евро.
По оценкам J.P. Morgan Chase & Co., только в этом году российские фирмы должны будут выплатить или рефинансировать валютные долги на сумму не меньше 40 миллиардов долларов. Многие из них не смогут сделать это без помощи от российского правительства.
Дефолт ФЛК привел в ярость инвесторов, многие из которых утверждают, что никогда бы не связались с компанией, если бы не ее связи с правительством.
'Это были первые российские облигации, которые я купил за десять лет. И делать это мне не стоило, - говорит Мишель Лаэ (Michel Lahaie), глава гонконгского инвестиционного фонда Axiom Investment Management, вложивший в бонды как личные средства, так и средства клиентов. - Честно говоря, мы поступаем глупо, одалживая деньги России'.
Государство ясно дало понять, что оно не сможет помочь с внешним долгом всему корпоративному сектору.
Ранее в этом году оно заморозило 50-миллиардный фонд, предназначавшийся для помощи компаниям с подобными долгами.
Следует отметить, что Россия истощила свои впечатляющие валютные резервы, потратив с конца августа больше трети от накопленных 600 миллиардов долларов.
Ряд аналитиков полагает, что ФЛК останется единичным случаем, так как у нее были некоторые специфические проблемы, связанные с дурным управлением.
В то же время многие думают, что позволив ФЛК объявить дефолт, правительство намекнуло: 'о больших парнях мы позаботимся, а во всем остальном - вас предупреждали'. Так считает Джонатан Шиффер (Jonathan Schiffer) ведущий специалист по России нью-йоркского агентства Moody's Investors Service.
Инвесторам не стоит надеяться, что, 'если компания прямо или косвенно принадлежит государству, это в каком-то смысле служит гарантией держателям ее облигаций', утверждает он.
ФЛК - дочерняя компания 'Объединенной авиастроительной корпорации' - огромного принадлежащего государству конгломерата фирм, в числе которых, в том числе, производители боевых самолетов 'МиГ' и 'Су'. Государству напрямую принадлежит 29 процентов акций ФЛК и еще 52 процента косвенно, через 'Объединенную авиастроительную корпорацию', 90 процентов которой, в свою очередь, находятся в руках государства.
В декабре ФЛК прекратила выплаты по своему 250-миллионному долгу. В числе держателей ее обязательств - ведущие американские, британские и европейские банки, институциональные инвесторы и хедж-фонды, а также ряд российских банков.
Произвести первые купонные выплаты по части этих обязательств компания не смогла. Облигации сроком размещения на пять лет и объемом в 150 миллионов долларов были выпущены в прошлом июне. Ставка по купону составляла 10 процентов. Агентство Moody's присвоило облигациям ФЛК рейтинг на две градации ниже инвестиционного класса, сочтя, что компания обладает 'средним' уровнем государственной поддержки, и отметив, что ' что дефолт компании может вызвать смятение, так как будет свидетельствовать о низком качестве управления со стороны государства в областях особой экономической важности'.
Представители ФЛК отказались прокомментировать происходящее.
Пресс-секретарь держателя контрольного пакета ФЛК 'Объединенной авиастроительной корпорации' Максим Сысоев назвал ситуацию 'сложной', добавив, что корпорация отслеживает ее и пытается понять сможет ли ФЛК 'сама с ней справится'.
Часть инвесторов, впрочем, продолжает считать, что российские власти, в конце концов, вмешаются.
'Они на самом деле достаточно умны, чтобы понимать: это ключевой вопрос и ключевая отрасль промышленности', - убежден Франсуа Нордхоф (Francois Nordhof), распорядитель активов Banque de Commerce et de Placements - швейцарского банкирского дома, также купившего облигации ФЛК.
Тем, кому в будущем понадобятся иностранные инвестиции, замечает он, 'не стоит разочаровывать инвесторов, даже при нынешней неразберихе'.