Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Труба: доноры и диверсанты

Поймет ли Россия свою выгоду от модернизации украинской ГТС?

Труба: доноры и диверсанты picture
Труба: доноры и диверсанты picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главный приз, который будет после этого вручен европейцам, - бесперебойная работа украинской трубы. Но это будет потом. Тимошенко несколько переоценила уровень своих отношений с таким важным игроком газового рынка, как Россия.

Два украинских лидера - президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко - вчера совместно работали на страну: в Брюсселе на инвестиционной конференции 'ЕС - Украина: партнеры по обеспечению транспортирования газа в Европу' они призвали европейских доноров выделить средства на модернизацию украинской газотранспортной системы. Главный приз, который будет после этого вручен европейцам, - бесперебойная работа украинской трубы.

Но это будет потом. Как рассказал журналистам уполномоченный Президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский, на модернизацию украинской ГТС потребуется от двух до семи лет и три миллиарда долларов. По словам Соколовского, модернизация предполагает, в частности, замену всего парка компрессорных станций, что поможет сделать транспортировку газа более прозрачной.

Накануне брюссельской конференции шансы Украины на успех рассматривались как довольно высокие - предварительные переговоры позволили найти взаимопонимание. Но европейских инвестиций можно было ожидать лишь при условии четких гарантий с украинской стороны о том, что модернизация системы будет проведена в соответствии с требованиями ЕС. Для этого от Украины потребовали формально закрепить такие гарантии в заключительной декларации, которую планировалось подписать по итогам конференции. По словам источника в Еврокомиссии, 'нужны обязательства с украинской стороны в отношении реализации этой программы для улучшения прозрачности и транзита'. Он пояснил, что основная цель состоит в том, чтобы произошедшее в январе 'не могло повториться вновь'. При этом, по словам источника, работа по модернизации должна проводиться так, чтобы никоим образом не повлиять на транзит газа в ЕС. Среди основных требований к Украине - реформы в энергетическом секторе, выделение газопровода в отдельную хозяйственную структуру и административное разделение 'Нафтогаза Украины' и 'Укртрансгаза'. Все это Украина должна выполнить к следующей зиме.

Кто будет финансировать модернизацию украинской ГТС? Еврочиновники хотят привлечь как интернациональные финансовые структуры, так и частный капитал, для чего на конференцию пригласили около 200 представителей из ЕС, Украины и стран, которые потенциально могут стать донорами. Тем не менее радиостанция 'Немецкая волна', ссылаясь на источники, близкие к Еврокомиссии, сообщила, что пока еще никто официально не заявил о своей готовности дать Украине деньги на модернизацию ГТС. Правда, радиостанция уточняет, что в кулуарах Еврокомиссии говорят о нескольких потенциальных странах-донорах.

На конференции в Брюсселе Украина выглядела довольно привлекательно. В своем выступлении Тимошенко, в частности, сказала, что совместное заявление 'фактически прекращает какие-либо разговоры о ненадежности ГТС Украины'.

По мнению премьера, имплементация подписанных документов создает предпосылки для постепенной интеграции Украины во внутренний энергетический рынок Евросоюза и будет содействовать приобретению членства Украины в европейском энергетическом содружестве.

Впрочем, Тимошенко несколько переоценила уровень своих отношений с таким важным игроком газового рынка, как Россия. Характеризуя совместное заявление, она, в частности, отметила, что оно 'дает сигнал всем потенциальным инвесторам, которые хотят присоединиться к этому процессу, что этот процесс поддерживается Европой, Украиной и также, уверена, поддерживается Российской Федерацией'. Но министр энергетики России Сергей Шматко выразил неудовлетворение проектом итоговой декларации конференции. 'Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной', - сказал он и без обиняков пригрозил, что при реализации двухстороннего подхода могут возникнуть риски в поставках газа. 'Продолжение обсуждения в двухстороннем формате принуждает нас серьезно задуматься о надежности традиционных рынков сбыта', - подчеркнул Шматко.

И все же, несмотря на эту словесную диверсию, в украинской экспертной среде верят, что конференция в Брюсселе станет для Украины важным этапом в завоевании энергетической независимости. Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук сказал 'Дню': 'Наши ожидания часто бывают завышенными. Хотят всего и немедленно. В то же время, главная цель этой встречи - подписать своего рода декларацию о намерениях и об основах, на которых должны сотрудничать, осуществляя ее, Украина и Европейский Союз'. Тодийчук уверен, что украинский вариант поставок газа в Европу наиболее выгоден для ЕС, и, если будет найдено взаимопонимание в отношении условий, которые обеспечат гарантии транзита, то с учетом перспектив использования этого направления (до 140 - 160 миллиардов кубометров газа в год), Европа в последующем пойдет на выделение шести миллиардов долларов для модернизации украинской ГТС в ближайшие семь лет. Эксперт поясняет, что это куда выгоднее, в том числе и России, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, чем обходной вариант - планируемое РФ строительство Северного и Южного потоков, на что потребуется в общей сложности 45 миллиардов евро. Но поймет ли Россия такую свою выгоду или будет продолжать давить на украинцев через 'слабые звенья' в Европе?