Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реформы под прикрытием риторики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавних пор существовала прямая корреляция между внешней политикой России и численностью ее армии. Кремль определял, какие страны считать недружественными, и кого врагом, и на основании этого устанавливал необходимую численность и задачи своих вооруженных сил

До недавних пор существовала прямая корреляция между внешней политикой России и численностью ее армии. Кремль определял, какие страны считать недружественными, и кого врагом, и на основании этого устанавливал необходимую численность и задачи своих вооруженных сил. Но планируемые в настоящее время армейские реформы прямо противоречат агрессивной внешнеполитической риторике.

Во вторник президент Дмитрий Медведев встретился с руководящим составом вооруженных сил. Напомним, что на предыдущем подобном мероприятии, проходившем в ноябре прошлого года, Медведев не выступал. Это породило слухи о том, что он был не готов обсуждать с высшим генералитетом планы министра обороны Анатолия Сердюкова по 'реформированию' армии, которые можно охарактеризовать как введение технологических инноваций при значительном сокращении офицерского и рядового состава.

Накануне недавней встречи ходили слухи о том, что Медведев объявит о замедлении или даже приостановке реформ. Вместо этого, они с Сердюковым подтвердили свое намерение выдерживать исключительно жесткий график их проведения. 'На повестке дня - перевод всех боевых частей и соединений в категорию постоянной готовности', - подчеркнул Медведев.

Очевидно, что и Медведев, и Сердюков отдают себе отчет в сложности поставленной задачи - тем более, что речь идет об увольнении сотен тысяч военных, в том числе, офицеров.

Мы получили ясный сигнал о том, что военные реформы остаются важнейшим приоритетом. Весьма показательно, что начало массового перевооружения армии, которое еще недавно предполагали проводить одновременно с организационными мероприятиями, перенесено на 2011 год. Видимо, это было сделано для того, чтобы реформы оставались приоритетом на протяжении ближайших двух лет.

Проблема в том, что наши реформаторы не хотят признавать, что рациональные и крайне необходимые планы модернизации армии противоречат их старомодной милитаристской риторике в духе 'холодной войны'. Выступая во вторник перед генералитетом, Медведев объяснял, что России нужны эффективные вооруженные силы потому, что 'не прекращаются попытки расширения военной инфраструктуры НАТО вблизи границ России'. Сердюков пошел еще дальше, обвинив Соединенные Штаты в том, что их устремления 'нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам' стран СНГ и 'вытеснение России из пространства ее традиционных интересов'. Все это, по словам Сердюкова, 'позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства'.

Но именно здесь таится противоречие. Если предполагается возрастание военной угрозы со стороны Соединенных Штатов и НАТО, и если их вооруженные силы многократно превосходят Россию по количеству и качеству вооружений, то как наши лидеры могут говорить о сокращении вооруженных сил и, более того, об отказе от концепции массовой мобилизационной армии?

Между тем, выступление Сердюкова не оставляет сомнений в том, что лидеры фактически отвергли возможность содержания массовой мобилизационной армии. Министр обороны обещает создать 'на каждом стратегическом направлении группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени'. То есть российская армия намерена воевать без дополнительной мобилизации, а это означает, что она планирует вести только локальные конфликты.

Еще четче выразил эту же мысль заместитель министра обороны Владимир Шаманов, призвавший 'заточить армейскую структуру не под войну середины прошлого века, а под реальную, сегодняшнюю войну. Такую, например, как мы провели в августе с Грузией, или такую, какую Соединенные Штаты вели в Афганистане или Ираке'.

Оказывается, что для сдерживания Соединенных Штатов и НАТО Россия планирует опираться исключительно на свои ядерные силы. Но как она намерена сдержать расширение НАТО или попытки США - реальные или воображаемые - прорваться к энергетическим и сырьевым ресурсам стран СНГ - то есть, угрозы по сути невоенные - остается загадкой.

Похоже, реформаторам кажется, что, пользуясь громкой антиамериканской и антизападной риторикой как дымовой завесой, они смогут защитить реформы от критики. Однако на самом деле они подставляются. Вполне возможно, что вскоре военачальники объявят их 'пятой колонной' и обвинят в предательстве интересов родины.

Александр Гольц - заместитель главного редактора онлайн-издания 'Ежедневный журнал'