На прошлой неделе президент Франции Николя Саркози заявил о возвращении Парижа в военные структуры Североатлантического блока. Вчера же премьер-министр страны Франсуа Фийон поставил данный вопрос перед парламентом, одновременно увязав его с голосованием по доверию правительству.
Напомним, что Франция покинула военную организацию НАТО в 1966 году. Тогда президент Шарль де Голь объявил о концепции 'Обороны по всем азимутам'.
Многие восприняли линию Саркози на возвращение в структуры альянса в качестве полноправного члена чуть ли не как прощание страны с эпохой 'голлизма'. Но так ли это?
Франция после Второй мировой войны была крайне ослаблена и фактически потеряла свое былое влияние. Ее вхождение в состав держав-победительниц было обусловлено лишь доброй волей основных союзников по антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании.В этой связи историки до сих пор вспоминают удивление представителей германского командования на церемонии подписания 'Акта о безоговорочной капитуляции', обнаруживших в числе победителей Францию.
Первое время после войны Париж, связанный к тому же ведением ряда 'колониальных' войн, следовал в фарватере Вашингтона. И поэтому не располагал маневром для создания 'собственной позиции' на мировой арене. Такая возможность представилась Франции уже во времена де Голля, когда Париж несколько усилил свои позиции и уже не нуждался в ежеминутном американском покровительстве. Годы 'самостоятельного плавания' были потрачены на восстановление влияния в Европе и мире, модернизацию армии и укрепление внешнеполитических механизмов.
Звездный час Парижа пришел после распада СССР. Франция была готова к 'броску на Восток' и в полной мере воспользовалась открывающимися возможностями. Париж в паре с Берлином приложил максимальные усилия для обеспечения скорейшего расширения Европейского союза за счет Восточной Европы и Прибалтики. При чем поспешность включения в ЕС новых стран была обусловлена опасением не успеть осуществить данную задачу до того, как Россия справится с внутренними проблемами и вернет себе роль игрока мирового масштаба. Что ж, следует признать, что Франции удалось реализовать задуманное.
И вот теперь набравший вес Париж наконец задумался о полноценном членстве в НАТО. Французы уверены, что смогут добиться в рамках альянса практически равных с США прав. И таким образом получить в свое распоряжение, в том числе для удержания в зоне влияния восточных окраин Евросоюза, возможности НАТО.
Так что Саркози всего лишь следует курсу де Голля на усиление влияния Парижа на международной арене. Что касается российско-французских отношений, то, видимо, они рано или поздно начнут претерпевать изменения. Ведь Франция постепенно из региональной европейской державы становится игроком мирового масштаба. И по информации 'РВ', в Париже уже обдумывают возможность усиления своих позиций н а флангах Евразии - в Прибалтике и Грузии. В частности, прорабатывается вопрос размещения французской военной базы в Латвии.