Пришло 25 марта, день памяти жертв самых массовых депортаций, осуществленных советской властью. Ровно шестьдесят лет назад на железнодорожных станциях в готовности стояло 33 эшелона, в которые согнали более тридцати с половиной тысяч семей, в основном сельских жителей. Всего на 'вечное поселение', как планировалось ранее, было вывезено около 42 тысяч человек. Более четверти депортированных - дети. Женщин среди отправленных в Сибирь было почти вдвое больше, чем мужчин. Такова статистика, однако, кроме статистики, есть и судьбы насильственно вырванных из своих домов и увезенных на чужую землю людей.
Депортация была хорошо спланированной и подготовленной операцией, которую одновременно реализовали во всех трех странах Балтии. Были вывезены 'классово ненадежные', неудобные и даже вредные для советской власти - социальная база для еще верящих в быстрое восстановление национальной независимости партизан. После депортации вскоре исчезло сопротивление созданию колхозов. В школе учили, что это была необходимая мера. Во время хрущевской оттепели высланные начали возвращаться, но с распростертыми объятиями Советская Латвия их не встречала, скорее, наоборот.
В Советской Латвии были не совсем запрещенные, но нежелательные темы, если мнение по ним не совпадало с официально проповедуемым советской властью. Это обе депортации, Латышский легион, нелестное для советского времени сравнение с довоенной жизнью.
Публично о 25 марта и его подлинном месте в истории Латвии начали говорить во времена Атмоды (Пробуждения). В 1988 году в этот день небольшая группа людей, связанных с культурной жизнью, впервые возложила цветы у центрального памятника на Братском кладбище в память о не вернувшихся из сибирского изгнания. На следующий день состоялось массовое шествие по набережной Даугавы к Братскому кладбищу.
Центральным мероприятием Дня памяти жертв коммунистического геноцида в Риге традиционно станет собрание у Памятника свободы с возложением цветов и такой же традиционной речью президента. С участием высокопоставленных должностных лиц других государств. Будет минута молчания. Будут другие мероприятия, и не только в Риге. Так будет сегодня и еще долго, долго.
В конце минувшей недели на конференции в Брюсселе, посвященной 20-летию падения 'Железного занавеса' президент Латвии Валдис Затлерс признал, что между жителями Латвии и России существует 'занавес ценностей', и причина этого 'разные информационные пространства'. В действительности, речь не только об упомянутом Затлерсом различном понимании того, что такое демократия.
Скажем прямо: одна их важных составных частей 'занавеса' - отношение к ушедшей в небытие советской власти. На это отношение, естественно, влияет информационное пространство. В отличие от Латвии, у большинства жителей России нет отрицательного отношения к советской власти, и они с большим 'пониманием' оценивают совершенные этой властью преступления. В марте 1949 года с латвийскими крестьянами было сделано то же самое, что с российскими 20 годами ранее. В России высылка несогласных с устройством колхозов крестьян частично позабыта, а частично оправдана: мол, деревья рубят, щепки летят. В годы правления бывшего президента России Владимира Путина обозначилась тенденция приравнивать негативные оценки происходившего в советское время к действиям, направленным против России.
Надо также четко понимать, что аналогичная позиция и у части жителей Латвии - у тех, кто живет в 'более понимающем' информационном пространстве официальной России. Стоит отметить, что 'более понимающее' информационное пространство существует и в Латвии. Хулиганских действий у Памятника свободы 25 марта не замечено, однако это не говорит о том, что есть понимание значения Дня памяти жертв депортаций.
В России уже давно больше никто не строит коммунизм, российская компартия с момента ее основания находится в оппозиции, однако мумия Ленина по-прежнему хранится в мавзолее на Красной площади. Может быть, это одно из проявлений 'загадочной русской души'.
Вчера в Страсбурге на открытии пленарного заседания Европарламента его председатель Ханс Герт Поттеринг выступил с заявлением в связи с 60-летием депортаций жителей Балтии. Он подчеркнул, что европейцы должны однозначно и жестко осудить преступления против человечества, совершенные тоталитарным режимом Советского Союза.
Предыдущий посол России в Латвии Виктор Калюжный всюду говорил, что российско-латвийские межгосударственные отношения надо формировать 'с чистого листа', не тянуть за собой прошлое, оставив историю историкам. Есть сферы, где действительно можно попытаться сделать это. Однако историческую память народа не вымести метлой прагматизма. К тому же депортации марта затронули такую большую часть жителей Латвии, что не поминать их жертв значит предать самих себя.