Рост экономической и военной мощи Китая меняет соотношение сил между Москвой и Пекином. Это вызывает озабоченность у различных групп населения России, - особенно тех, кто проживает в регионах, расположенных недалеко от Поднебесной; кое-кто уже бьет тревогу, говоря о 'китайской угрозе'.
Но насколько эта угроза реальна? Если беспокойство вызывает лишь тот факт, что Китай - очень большое, динамично развивающееся государство, то и Пекину по этой логике следует постоянно опасаться России; ведь наша страна тоже велика и могущественна. Аналогичным образам, европейским странам следовало бы испытывать страх перед самыми крупными соседями, - Германией и Францией - а те в свою очередь должны были бы бояться друг друга. Европейцы, однако, научились гармонично сосуществовать - без взаимных опасений и враждебности. Может ли Россия надеяться на налаживание таких же отношений с Китаем, и не считать, что от ее восточного соседа исходит некая угроза?
Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с изучения публичных заявлений Пекина. В официальных документах и выступлениях китайские лидеры постоянно говорят о необходимости укрепления дружбы и сотрудничества с другими странами, о 'многополярном' балансе сил в международных отношениях на основе мирного сосуществования. Пекин подчеркивает: ему не нужна гегемония или экспансия - ни сейчас, ни в дальнейшем. Опыт показывает, что слово у китайцев, как правило, не расходится с делом. Китай последовательно стремится к укреплению связей с Россией в военной, политической, экономической и гуманитарной сферах. Пекин не наращивает военные силы и средства вблизи российских границ, не вступает в какие-либо антироссийские коалиции, способствует укреплению влияния России в Азиатско-тихоокеанском регионе, разделяет негативное отношение Москвы к расширению НАТО; он вместе с Россией выступил в роли основателя
Шанхайской организации сотрудничества, и активно взаимодействует с нашей страной в ООН.
В основе всех этих действий лежит реальная и серьезная заинтересованность Китая в долгосрочном и тесном стратегическом партнерстве с Россией. Начнем с того, что Пекин не устраивает нынешнее однополярное мироустройство: он стремится к созданию многополярной международной системы, а это невозможно без помощи Москвы. На международной арене Китай сталкивается и с другими проблемами: речь идет о напряженности в отношениях с Японией, Индией и странами Юго-Восточной Азии, а также о нерешенном тайваньском вопросе. Наконец, не стоит забывать и о серьезных затруднениях внутри страны: экономических, социальных, этнических, идеологических, экологических и т.д. В столь непростой обстановке Пекину несомненно выгодно поддержание мирных отношений с Россией - своим северным соседом, с которым он имеет общую границу протяженностью в 4000 километров.
Сближению России и Китая способствует еще один фактор: экономики двух стран дополняют друг друга. В долгосрочной перспективе Китай все больше будет нуждаться в сырьевых ресурсах Сибири и Дальнего Востока, а также в наших технологиях - особенно военных. В свою очередь, Россия заинтересована в экспорте энергоносителей в Китай, а также их транзите через его территорию в другие страны Азиатско-тихоокеанского региона. Кроме того, нашу страну интересуют закупки китайских потребительских товаров и услуги китайских рабочих.
В то же время на российско-китайские отношения влияют - или могут повлиять - и несколько негативных факторов. Главный раздражитель - резкое увеличение числа китайских граждан, проживающих на российском Дальнем Востоке. Это порождает опасения относительно 'демографической экспансии' со стороны гигантского соседа.
Как России следует поступать в подобной ситуации? Конечно, Москва может сосредоточиться на проблематичных аспектах двусторонних отношений и попытаться предвосхитить следующий шаг Пекина. Однако предсказывать будущее - дело крайне трудное, если вообще возможное. В начале 20 века некоторые ученые и политики прогнозировали: основная угроза для России будет исходить от Китая. На деле же противников следовало искать на Западе: обе мировые войны Россия вела на своих западных границах. Москва может продолжать попытки предугадать будущее - но успеха в этом не добьется. Кроме того, в процессе этих попыток она может без нужды спровоцировать напряженность в отношениях с Китаем. Преувеличивая 'китайскую угрозу', Россия лишь вызовет раздражение у соседа, 'накрутит' сама себя и в конечном итоге испортит отношения с Пекином.
Вместо этого российским политикам следует сосредоточить усилия на том, что способно сблизить Россию и Китай и позволит им продолжать сотрудничество. Главным фундаментом такого сотрудничества является взаимодополняющий характер экономик двух стран. Правильный подход заключается в налаживании сотрудничества с Китаем - а также взаимодействия с Кореей, Японией, странами Юго-Восточной Азии и любыми государствами, которые захотят в этом участвовать - в целях развития производственного потенциала Сибири и Дальнего Востока. Что это даст России? Во-первых, заинтересованные иностранные державы вынуждены будут конкурировать друг с другом, что не позволит ни одной из них обеспечить себе гегемонию. Во-вторых, в результате создания новых рабочих мест и иных возможностей начнется миграция на Дальний Восток из других регионов самой России, что улучшит там демографическую ситуацию. И даже если в дальнейшем в российско-китайских отношениях возникнут проблемы, России будет легче защитить эти регионы, поскольку их потенциал усилится, уровень развития повысится, а численность населения увеличится.
Еще одно преимущество сотрудничества заключается в том, что оно позволяет углубить взаимозависимость между нашими странами. Китайцы, японцы и граждане других государств, вкладывающие капиталы в наши восточные регионы или приехавшие туда на работу, будут в буквальном смысле кровно заинтересованы в процветании этих территорий. Вспомним опять же о Европе. Франция и Германия почти сто лет воевали за спорные территории. Сегодня же франко-германская граница стала чисто виртуальной: люди пересекают ее в обе стороны, даже не замечая, что граница существует.
Главная линия России в отношении Китая должна основываться на тесном двустороннем сотрудничестве с учетом взаимодополняющего характера наших экономик. Свою роль в этом курсе должны играть и наши общие геополитические интересы. Геополитическое сотрудничество с Китаем целесообразно: вопрос заключается лишь в том, насколько далеко оно должно заходить. На мой взгляд, Москве следует поддерживать отношения с Пекином в их нынешнем виде, - не отказываясь от сотрудничества с Соединенными Штатами и Западом - что поможет подтолкнуть Вашингтон и его союзников к утверждению на мировой арене многополярности, в рамках которой различные державы будет не конкурировать, как это было в прошлом, а взаимодействовать друг с другом. Фундамент для такого сотрудничества уже существует - в лице ООН, региональных организаций и международного права.
Евгений Бажанов - проректор Дипломатической Академии МИД РФ по научной работе и международным связям.