"В ядерной войне невозможно победить, и она не должна вестись никогда". Совместное заявление по результатам встречи Рейгана и Горбачева в Женеве, 21 ноября 1985 года.
Когда президент Барак Обама встретится в среду с российским президентом Дмитрием Медведевым, перед ними будет стоять задача "перезагрузки" отношений между Вашингтоном и Москвой. Система взаимодействия и сотрудничества между двумя странами вышла из строя в результате расширения НАТО, грузинского кризиса, иранских ракетно-ядерных программ, американской ПРО в Европе, а также разногласий в вопросах контроля вооружений. Нанесенный ущерб невозможно ликвидировать за одну встречу, но два президента, найдя правильные слова, смогут самым фундаментальным образом перенастроить эту систему взаимоотношений и создать основу для сотрудничества - в частности, по проблемам ядерной безопасности.
Такое уже делалось. Когда президент Рональд Рейган (Ronald Reagan) в 1985 году впервые встретился с советским руководителем Михаилом Горбачевым, американо-советские отношения находились на очень низкой отметке. Самым заметным моментом было то, что СССР развернул новые ядерные ракеты, а НАТО в ответ создала не меньший арсенал в Европе, в результате чего русские вышли из переговоров о контроле вооружений, усилив опасения по поводу начала ядерной войны.
Рейган и Горбачев не могли положить конец "холодной войне" за три дня. Но эти лидеры в своем совместном заявлении ясно дали понять, что придерживаются единого мнения: в ядерной войне невозможно победить, и поэтому она не должна вестись никогда. Тем самым они просигнализировали о начале новой эпохи диалога.
Сегодня опасность ядерной войны между Соединенными Штатами и Россией в основном исчезла. Но в мире стало больше государств, обладающих ядерным оружием, и нет никакой гарантии, что ядерное сдерживание будет работать и дальше. Рост интереса к ядерной энергии может привести к распространению по всему миру объектов, на которых можно создавать ядерную бомбу. А у США и России сохраняются тысячи ядерных боеголовок, установленных на баллистических ракетах. Этот реликт времен "холодной войны" увеличивает опасность несанкционированного ракетного пуска.
Справиться с новыми ядерными угрозами можно только совместными усилиями, в результате сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. А для этого потребуется общее представление о нашем ядерном будущем - описание мира не таким, каким он является сегодня, а таким, каким он должен быть.
Объединив свои усилия 1 апреля, Обама и Медведев могут взять на себя инициативу по созданию такого общего видения будущего. Конкретно такое видение состоит в следующем: ядерное оружие может быть легитимным только в одном случае - когда оно используется в качестве средства сдерживания, а Соединенные Штаты Америки и Россия в срочном порядке возобновят практическую работу по реализации мер, необходимых для создания мира, свободного от ядерного оружия.
Продемонстрировав снижение полезности и применимости такого оружия, и возглавив совместные усилия по уменьшению ядерной угрозы, США и Россия обеспечат необходимый импульс для его сокращения и изменений в развертывании ядерных сил и средств в обеих странах. Этим будет также обеспечено то лидерство, которое необходимо мировому сообществу для прекращения распространения ядерного оружия, и налажено сотрудничество по таким вопросам, как противоракетная оборона.
Достижение соглашения об общем видении ядерного будущего и его реализация будет делом нелегким. Кандидат в президенты Барак Обама говорил прошлым летом: "Самое время начать работу по созданию мира без ядерного оружия". Но ему еще предстоит внушить свои взгляды правительству США. Точно так же президент Медведев заявлял, что Россия твердо привержена цели создания "мира, свободного от самого смертоносного оружия". Однако многие россияне считают, что ядерное оружие по-прежнему жизненно необходимо. Кроме того, будет очень трудно решить такие проблемы, как иранская, особенно в связи с тем, что у обеих сторон в этом плане существуют противоположные приоритеты.
Похоже, оба лидера осознают, что новое направление движения в американо-российских отношениях крайне важно. Точно так же осознавали это Рейган и Горбачев, сделав данную идею главной отправной точкой. Президент Обама цитирует преподобного Мартина Лютера Кинга, говорившего об "острой и крайней безотлагательности". Возможно, президент Медведев в Лондоне откликнется на это заявление.
Стив Андрисен был директором оборонной политики и контроля над вооружениями в Совете национальной безопасности США с 1993 по 2001 год. В настоящее время он работает консультантом фонда "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" (Nuclear Threat Initiative), а также преподает в Институте общественных дел имени Хамфри (Humphrey Institute of Public Affairs) Университета Миннесоты. Он написал эту статью для Mercury News.