Отношения между Украиной и Россией после подписания совместной декларации Украины и Евросоюза о модернизации нашей газотранспортной системы продолжают накаляться. Причем в первую очередь под удар попали вроде как наладившиеся в последнее время отношения премьер-министра Юлии Тимошенко с российским руководством. Россияне даже отменили намеченное на 8 апреля заседание межправительственного комитета по экономическим вопросам, на которое должна была приехать Тимошенко.
Когда посол Украины в России Константин Грищенко прибыл в российский МИД, чтобы прояснить данный вопрос, ему было недвусмысленно сказано, что во встрече пока интереса у России нет. Напомним, что декларация воспринимается Украиной как победа над российскими проектами строительства газопроводов в обход нашей страны - Европа подтвердила интерес к нашей трубе, да еще и денег обещает дать для расширения ее пропускной способности. Россиян же возмутило то, что их как владельцев газа к решению будущего ГТС не подпустили.
"Подписанная декларация, конечно, большой удар по имиджу России как ключевой газовой державы мира, - сказал нам источник в украинских дипломатических кругах, который работает на российском направлении. - Кроме того, Москва опасается, что под шумок всех этих деклараций нашу трубу отдадут Евросоюзу в качестве расплаты за невозвращенные кредиты по модернизации. Но главное - в Кремле считают, что Тимошенко их "кинула". Ведь во время переговоров с Путиным в январе она обещала всего этого не делать. Путин ей поверил, хотя ему и говорили, что верить Юле нельзя. Понятно поэтому, что ВВП так зол теперь именно на Тимошенко. В Москве уже прямым текстом говорят, что наш премьер не может рассчитывать на кредит 5 млрд долларов, за которым она хотела ехать в Москву. А без этого кредита, как уверены россияне, Украина не сможет в 2009 году рассчитаться за газ. Кроме того, сейчас готовится целая серия запретительных мер России против наших товаров - труб и прочего. Их мог бы предотвратить визит Тимошенко, но теперь на это надежды мало. Тимошенко придется идти либо на какую-то ну очень большую уступку России, либо смириться с тем, что хороших отношений с Москвой у нее больше не будет".