Падение правительства одной восточноевропейской страны в разгар глобального экономического кризиса можно было бы счесть неприятным происшествием. Крах трех правительств на протяжении шести недель говорит о том, что регион столкнулся с нестабильностью как раз в то время, когда нужны сильные правительства.
Правительство Чехии пало на этой неделе, через несколько дней после того, как о планах ухода в отставку объявил премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань, и через месяц после сложения полномочий правительством Латвии.
Но политика не так проста. Экономический кризис - не единственная действующая сила. И Восточная Европа не одинока. Правительства пали и в странах Западной Европы - Исландии и Бельгии.
Падение чешского правительства имело мало отношения к экономике и было всецело связано с политической слабостью. Правоцентристский премьер-министр Мирек Тополанек обладал в парламенте, состоящем из 200 депутатов, большинством всего в один голос. Он пережил четыре вотума о недоверии и не прошел пятый, назначенный социал-демократической оппозицией в связи со скандалом из-за покупки голосов.
Такой поворот событий поставил в неловкое положение страну, председательствующую первую половину этого года в Европейском Союзе. Экономика непременно станет одним из важнейших вопросом в ходе предвыборной кампании - выборы могут быть проведены уже в этом году. Однако Прага с ее здоровой системой государственных финансов лучше справляется с кризисом, чем большая часть стран Европы - как Восточной, так и Западной.
Большее беспокойство вызывают Венгрия и Латвия. Обе страны вступили в глобальный кризис с экономическими трудностями, за которые они сами несут ответственность. Обеим потребовалась помощь ЕС/Международного валютного фонда, и обе переживают глубокую рецессию.
В Риге на место правительства Иварса Годманиса, премьер-министра, ушедшего в отставку в феврале, пришла более широкая коалиция, возглавляемая антикоррупционной партией 'Новое время'. На фоне все новых сокращений бюджета и резкого роста безработицы почти вся политическая элита лишилась популярности. В январе в Риге произошли небольшие беспорядки.
Антиправительственные протесты проходили и в соседней Литве.
Вчера президент Венгрии Ласло Шойом назначил досрочные выборы после того, как Дюрчань объявил о намерении уйти в отставку - это требование выдвигала консервативная оппозиционная партия Fidesz. Но правящие социалисты предпочитают избежать бойни на выборах и хотят, чтобы реформы проводились под руководством беспартийного премьер-министра.
Лайош Бокрош (Lajos Bokros), уважаемый в стране бывший министр финансов, которого считают возможным будущим премьер-министром, заявил вчера Financial Times: 'Для нас сегодня это выбор между новыми кризисами и банкротством'. Вряд ли Fidesz и социалисты смогут преодолеть взаимную вражду.
Еще дальше на восток, за пределами ЕС, лежит Украина, тяжело пострадавшая от рецессии. Она столкнулась с еще большими трудностями, поскольку в высших эшелонах власти идет борьба между прозападным президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко, которая рассчитывает на поддержку России. Оба более озабочены президентскими выборами, нежели возобновлением антикризисной помощи МВФ Киеву.
Проблемы чуть меньшего масштаба могут ожидать Болгарию - администрация социалистов, скорее всего, потерпит поражение на парламентских выборах этим летом из-за провалов в борьбе с коррупцией и тяжелого экономического положения.
Поскольку умеренные правоцентристские группы слабы, на выборах, скорее всего, победит антикоррупционная партия 'Герб' мэра Софии Бойко Борисова.
Похоже, правительства других стран сохраняют прочные позиции - не в последнюю очередь в Польше, крупнейшем из новых государств-членов ЕС. Дональд Туск, либеральный премьер-министр, представляющий партию 'Гражданская платформа', победившую с большим отрывом на выборах 2007 г., по-прежнему популярен. Имеются разногласия с президентом Лехом Качиньским, чей брат-близнец Ярослав возглавляет оппозиционную партию 'Право и справедливость', но, по словам Эугениуша Смоляра (Eugeniusz Smolar), главы варшавского Центра международных отношений, они не настолько резкие, чтобы это могло повредить правительству.
'Гражданская платформа' сделает все, чтобы сохранить позитивную атмосферу накануне президентских выборов [2010 года]', в которых намерен участвовать Туск.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо сохраняет популярность. Его левая партия Smer входят в правящую коалицию вместе с HZDS Владимира Мечьяра, бывшего авторитарного премьер-министра, и правой Словацкой национальной партией.
Фицо сумел сделать работоспособной эту странную коалицию и успешно ввести Словакию в еврозону.
Румыния, казалось бы, предрасположенная к массовым волнениям, находится, по всей видимости, в стабильной политической форме.
В прошлом году победу на парламентских выборах одержали союзники президента Траяна Бэсеску из социал-демократической партии. Тем самым, был положен конец постоянным спорам между президентом и парламентом. Но страна подала заявку на помощь МВФ, и ее ВВП сократился.
Страны бывшей Югославии, в том числе Босния, еще не освободились от бремени девяностых.
Однако Сербия, крупнейшее государство Западных Балкан, при либеральном президенте Борисе Тадиче выступает в роли бастиона стабильности.
Если не считать Украины, все эти страны - члены ЕС или кандидаты на вступление.
Они являются получателями помощи ЕС и участвуют в его программах партнерства, что может оказывать стабилизирующее воздействие. Возможно, сегодня это им нужно как никогда.