При слове 'Аль-Каида', пожалуй, в первую очередь вспоминаются авиационные атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и на здание Пентагона. Об этой структуре можно услышать разные мнения. Так, J. Hrevnack в статье 'Аль-Каиды' нет и никогда не было' утверждает, что миф об 'Аль-Каиде' создала администрация Д. Буша - дабы найти оправдание для войны за мировые нефтяные ресурсы. Однако значительно больше тех, кто полагает, что 'Аль-Каида' - реально действующая организация, на совести которой множество террористических актов, а не только 9/11.
Истоки 'Аль-Кайды' - мусульманские бригады, оказывавшие сопротивление вторжению советских войск в Афганистан в 1979 году. Считается, что 'Аль-Кайда' как террористическая организация сформировалась в 1988-м (в этом году она проявила диверсиями против посольств США в Кении и Танзании). В период 1991-1996 активно действовала в Пакистане и на границах Афганистана. 'Звездным часом' стало 11 сентября 2001-го, с этого дня началась своего рода мифологизация 'Аль-Каиды'.
Из-за децентрализованной структуры затруднительно сказать, какова численность 'Аль-Каиды', сколько ее подразделений действует по всему миру. Такой структурный принцип обеспечивает жизнеспособность и выживаемость. С другой стороны, позволяет усомниться в реальности 'Аль-Каиды'. Неизвестно и то, в какой мере 'верховное командование' координирует деятельность отдельных группировок. Однако это еще не означает, что 'Аль-Каиды', цитируя J. Hrevnack, 'нет и никогда не было'.
Как говорит Э. Каплан в статье 'Развитие алькаидизма', напечатанной на сайте Совета по внешнеполитическим связям США (www. cfr.org), 'Аль-Каиду' можно было бы трактовать как инструмент, 'инициирующий индивидуумов или малые группы на осуществление терактов, зачастую - без оперативной поддержки достаточно крупных организаций'. Группировки 'Аль-Каиды' формируются автономно, их члены находят друг друга в мечетях, на религиозных собраниях, в интернете. Деятельность локальных группировок, непосредственно не направляемая номинальными лидерами (Усама Бен Ладен, Альман аль Завахири), проявляется в насилии, которое осознается как средство достижение цели. С точки зрения 'алькаидизма', 'Аль-Каида' - это сеть, звенья которой связывает радикальная исламистская идея.
Французский философ Ж. Бодрияр [J. Baudrillard], автор книги 'Симулякры и симуляции', обращает внимание, что 11 сентября - подтверждение того, что реальность порой практически неотличима от гиперреальности. Трагические события в Нью-Йорке выглядели как кадры фильма-катастрофы. Их звучание было усилено средствами массовой информации, которые, по словам Ж. Бодрияра, 'уже фактом своего существования порождают событие'. Как теорию симуляций можно соотнести с 'Аль-Каидой'? Если ее действия считать определенного рода симуляцией, эта террористическая организация - образец симулякра, формирующегося в человеческом сознании и отсылающего к чему-то другому. Нам неизвестны границы местонахождения и деятельности 'Аль-Каиды'? В таком случае, можем их обнаружить где угодно, даже в себе... То есть, как пишет Ж. Бодрияр, 'можно предположить, что каждый вполне мирный индивидуум - потенциальный террорист'. Опровергнуть это фактически невозможно.
Более простая трактовка: 'Аль-Каида' - это своего рода миф. Трагизм происшедшего трансформировал 11 сентября (в глазах людей, в контексте XXI века) в события глобального масштаба, тем самым гиперболизировав масштабы возможностей 'Аль-Каиды'. Обозреватели склонны видеть ее следы повсюду - будь то теракты в мадридских поездах и лондонском метро (2004, 2005) или в одном из отелей индийского города Мумбаи (конец 2008 года). В сущности, все эти теракты - из разряда алькаидизма, хотя вряд ли за ними всеми напрямую стоит пресловутая террористическая организация. Однако название 'Аль-Каида' прочно укоренилось в коллективном сознании, его активно используют СМИ. Можно предположить, что миф об 'Аль-Каиде' окажется живучим.
Можно ли говорить об 'Аль-Каиде' как о реально существующей террористической организации? Отметим, что У. Бен Ладен, 'лицо 'Аль-Каиды', в последнее время воспринимается как чисто медийная фигура, зловеще противостоящая западной цивилизации. Так что более реально говорить об алькаидизме, как об идее. Кроме того, организация меняется, трансформируется, и трудно сказать, к какой реальности - видимой или симуляционной - она теперь ближе. 'Аль-Каида' сегодня - синоним террора. Отсюда и живучесть мифа: поскольку терроризм - реальная угроза, тем самым реальна и 'Аль-Каида', которая стала воплощением 'духа террора'.