По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, улучшившийся климат в отношениях с США дает надежду на то, что предстоящая на этой неделе встреча между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым будет способствовать прогрессу в вопросе о контроле над вооружениями и во многих других ключевых вопросах.
Г-н Лавров подчеркнул, что США отходят от конфронтационной политики администрации Джорджа Буша. 'Сейчас, как я понимаю, администрация Обамы повторно рассматривает практически все проблемные вопросы, которые мы унаследовали от прошлого восьмилетия. Мы можем это только приветствовать. Второе мнение никогда не повредит - не только в медицине, но и в политике'.
Сидя в своем кабинете в построенном еще при Сталине здании МИДа, г-н Лавров говорил со спокойной властностью профессионального дипломата. 'Надежде всегда есть место, и, разумеется, когда нам сообщают из Вашингтона, что Америка намерена 'перезагрузить' наши отношения - то есть, что они хотят конструктивного взаимодействия, сотрудничества и партнерства по целому ряду вопросов, по которым мы могли бы весьма продуктивно действовать совместно - мы этому только рады',. - заметил он, имея в виду выражение, использованное вице-президентом Джо Байденом (Joe Biden), который заявил, что Вашингтон хочет 'нажать кнопку перезагрузки' в отношениях с Москвой.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) после этого подарила г-ну Лаврову игрушечную кнопку перезагрузки, которая, по его словам, сейчас лежит у него в кабинете, а потом будет помещена в музей министерства.
Г-н Обама и г-н Медведев должны встретиться в Лондоне 1 апреля, на первом для них обоих саммите руководства 'большой двадцатки'. Пока серьезных изменений в политике двух стран по отношению друг к другу практически не заметно, однако позитивный тон с обеих сторон может помочь им найти общий язык после того как отношения дошли почти до разрыва в ходе августовского конфликта между Россией и Грузией, в котором Вашингтон выступил на стороне Тбилиси. Поводом для разногласий служат также планы США по размещению в Восточной Европе 'противоракетного щита' и поддержка Москвой Ирана, который г-н Лавров называет 'историческим соседом и партнером' России. Он настоятельно высказался против применения силы в отношении ядерной программы Ирана. 'Я уверен, что кровопролитием эту проблему не решить', - заявил он, с похвалой отозвавшись об адресованном иранцам видеообращении г-на Обамы, призывающем к улучшению отношений.
Г-н Лавров также подчеркнул недовольство Москвы расширением НАТО на постсоветском пространстве. 'Чувствуют ли европейцы себя в большей безопасности после недавнего расширения НАТО? Откуда это стремление занять геополитическое пространство, которое, как казалось некоторым, опустело?'
Россия, заявил он, установила 'привилегированные' отношения с рядом соседей. Впервые этот термин для обозначения претензий Москвы на сферу влияния, включающую в себя некоторые части бывшего Советского Союза, использовал г-н Медведев. В прошлом августе российский президент назвал постсоветское пространство 'регионом, в котором находятся привилегированные интересы'.
Г-н Лавров критически отозвался о президенте Грузии Михаиле Саакашвили, обвинив Тбилиси в развязывании августовской войны и вторжении в Южную Осетию. Указав, что Москва рада была отстранению г-на Сааккашвили от власти, он отметил, что 'решать предстоит грузинскому народу'.
'Разумеется, мы надеемся, что однажды придет день, когда грузинский народ получит правительство, действительно думающее об интересах Грузии и ее народа, умеющее жить в мире и выстраивать хорошие отношения со всеми соседями по Кавказу'.
Отдельно, в письменных ответах на вопросы, г-н Лавров согласился со словами британского премьер-министра Гордона Брауна (Gordon Brown) об опасности 'деглобализации' и возвращению к 'инерции игры с нулевой суммой' и призвал 'большую двадцатку' совместно бороться с финансовым кризисом. 'Некоторым может показаться соблазнительным заботиться только о себе в расчете на односторонние выгоды, которые должен принести рост глобальной экономики после кризиса. Сомневаюсь, что это сработает', - заметил он.