Новая политика Канады в отношении Арктики, которую 11 марта представил министр иностранных дел Лоренс Кэннон (Lawrence Cannon), знаменует изменение позиции Канады в этой сфере. Правительство Стивена Харпера (Stephen Harper) заявило о своем намерении более активно сотрудничать со своими арктическими соседями - в частности США и Россией, - и тем самым, кажется, признало недостатки односторонней политики, которую проводила Канада на Крайнем Севере.
И хотя вектор этой внешней политики контрастирует с тем, что прослеживался в прошлом, и представляется более амбициозным, вызовы, которые ставит перед Канадой меняющаяся региональная политика, говорят о необходимости проведения в Арктике прагматичной политики. В рамках подобной стратегии представляется целесообразным создать постоянную смешанную американо-канадскую комиссию по вопросам Арктики.
Фрагментированная геополитика?
Сейчас, когда на ситуацию в Арктике не оказывает влияния какое-либо международное политическое устройство, Канада должна переосмыслить свою роль на Крайнем Севере. Во-первых, Россия, арктическая военная, научная и экономическая держава, открыто проводит внешнюю политику в соответствии со своими интересами: 22% от объема ее экспорта зависят от ресурсов, добываемых на Крайнем Севере, что составляет 11% ее доходов. Москва владеет 18 ледоколами (семь из которых атомные, а другие уже строятся), благодаря чему ее мобильность на море сильно превышает возможности всех других арктических государств вместе взятых.
Затем, преобладание интересов России в Баренцевом море вынуждает соседей России (в частности Норвегию и Исландию) проводить политику, заточенную на сотрудничество с Москвой. Даже если они поддерживают отношения с другими странами-членами Арктического совета, усиление связей с Россией необходимо для региональной безопасности этих стран и для развития экономической деятельности в области рыболовной промышленности и добычи углеводородов.
Безопасность
По другую сторону от Северного Полюса, в североамериканском арктическом пространстве, отсутствие активных действий со стороны Канады и Америки ставит под вопрос влияние, которое могли бы потенциально оказывать Вашингтон и Оттава на вопросы международного политического устройства Крайнего Севера. Более того, нынешняя ситуация ставит на повестку дня вопрос безопасности обоих государств.
США разработали новую политику в отношении Арктики в ходе президентства Джорджа У. Буша в январе (нынешняя администрация в настоящий момент ее пересматривает). Однако с одним только научно-исследовательским ледокольным судном в море Бофорта, США, кажется, не сильно стремятся к усилению своего влияния в регионе.
Несмотря на то, что Оттава объявила об инициативах, нацеленных на усиление своего присутствия в Арктике (строительство ледоколов, сооружение инфраструктуры, усиление патрульного корпуса канадских рейнджеров:), ресурсы Канады остаются ограниченными, а территория, за которой нужно надзирать, огромна (40% площади страны). Это также говорит в пользу усиления американо-канадского сотрудничества в Арктике.
Каким образом мы можем сотрудничать с Вашингтоном?
Планы министра Кэннона в отношении Арктики амбициозные, но они крайне расплывчаты в том, что касается усиления сотрудничества с США. С одной стороны, непросто найти окончательное решение, которое покончило бы с разногласиями между Оттавой и Вашингтоном в Арктике, речь идет о демаркации морской границы в море Бофорта (север Юкона и Аляски) и определении юридического статуса Северо-Западного прохода.
Соответственно, представляется предпочтительным, чтобы оба государства не стремились сразу разрешить эти вопросы, а сосредоточились на проблемах, которые ставит перед ними сегодняшний момент. Главным образом речь идет о противостоянии социально-экономическим, экологическим вызовам и решении вопросов безопасности, которые могут возникнуть по мере усиления человеческой деятельности на Крайнем Севере (морской транспорт, туризм, добыча природных ископаемых:).
Смешанная модель
Ряд экспертов рекомендуют поручить наблюдение за Арктикой Norad (Командование Аэрокосмической обороны Северной Америки), другие высказываются в пользу создания организации, подобной Корпорации по развитию морского пути Святого Лаврентия, для Северо-Западного прохода, и, тем не менее, идея формирования смешанной паритарной комиссии, более соответствует интересам обеих стран.
Международная смешанная комиссия (Commission mixte internationale), состоящая из равного числа представителей США и Канады, с 1909 года позволяет эффективно решать спорные вопросы (демаркация границ, например) или общие проблемы (рыболовство, экология) в пограничных территориальных водах обоих государств. Также с 1940 года Постоянная смешанная американо-канадская комиссия по вопросам обороны позволяет решать широкий спектр вопросов, касающихся безопасности.
Поскольку эти комиссии состоят в первую очередь из профессионалов и специалистов, а не из политиков, они рассматривают проблемы в основном под технических углом зрения, что позволяет деполитизировать щекотливые вопросы. В зону ответственности членов этих комиссий входит обмен мнениями, проведение совместных исследований и, в первую очередь, формирование рекомендаций для Оттавы и Вашингтона. Поэтому их деятельность автоматически не является обязывающей для обоих государств, которые могут принять или отвергнуть их рекомендации.
С созданием подобного института правительства должны будут соблюдать базовые принципы. Первый нацелен на интеграцию в процесс местных игроков (представителей общин местных племен и местных правительств). Второй задачей является обеспечение того, чтобы деятельность организации не вступала в противоречие с другими многосторонними обязательствами, которые оба правительства ранее взяли на себя или возьмут на себя в будущем в ходе взаимодействия с другими арктическими государствами.
Если данное предложение позволит Канаде и США более эффективно отвечать на вызовы, которые стоят перед ними в Арктике, двусторонняя комиссия позволит также выработать привычку к сотрудничеству, которая окажется полезной при решении юридических разногласий относительно моря Бофорта и Северо-Западного прохода. Более того, создание подобного института, безусловно, послужит примером и будет способствовать многостороннему сотрудничеству между арктическими государствами, если такие страны, как Дания/Гренландия и Россия изъявят желание присоединиться к нему. Данный прагматичный подход позволит Канаде упрочить свое региональное влияние в Арктике.
Саманта Л. Арнольд - преподаватель политических наук в Виннипегском университете
Стефан Руссель - преподаватель политических наук на кафедре по вопросам внешней политики и обороны Канады Квебекского университета в Монреале (UQAM)
Жэль Плуф - докторант и научный сотрудник Центра США при кафедре им. Рауля Дандюрана (Raoul Dandurand) Квебекского университета в Монреале (UQAM)