Судя по всему, в ходе только что завершившегося визита лидера Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Москву не случилось ничего, что могло бы встряхнуть забуксовавшие отношения между двумя странами. Тем не менее, эксперты гадают, что именно произошло во время переговоров Бердымухамедова с российской верхушкой и лично с президентом Дмитрием Медведевым.
Ожидавшееся соглашение, которое способствовало бы осуществлению энергетических проектов России в бассейне Каспийского моря, так и не было заключено. По слухам, переговоры шли в основном о строительстве Прикаспийского трубопровода, который мог бы серьезно расширить существующую трубопроводную сеть и облегчить широкомасштабный экспорт среднеазиатских энергоресурсов через территорию России. Представители России, по-видимому, пытались убедить Бердымухамедова придать новый импульс заглохнувшему проекту, о начале которого было объявлено два года назад.
По итогам встречи Медведев и Бердымухамедов обменялись туманными заявлениями о 'двустороннем стратегическом партнерстве'. Кроме этого, стороны подписали ряд относительно незначительных соглашений, в том числе в областях транспорта, образования и безопасности.
В попытке выставить в благоприятном свете отсутствие прогресса в трубопроводном проекте Медведев намекнул, что заключение окончательных договоренностей - всего лишь вопрос времени. 'Я думаю, в ближайшее время мы выйдем на их подписание', - заявил он 25 марта на совместной пресс-конференции.
Как сообщает агентство 'ИТАР-ТАСС', помощник российского президента Сергей Приходько добавил к этому, что в отношениях между Туркменистаном и Россией 'нет принципиальных разногласий'. Приходько также заявил, что министр энергетики России Сергей Шматко должен вскоре прибыть в Ашхабад, чтобы заключить соглашение по газопроводу 'Восток-Запад'.
Эта 600-километровая ветка должна была соединить Восточный Туркменистан с Прикаспийским газопроводом. Ее оценочная стоимость составляла 1,5 миллиарда долларов. В 2008 году, российский энергетический гигант 'Газпром', находящийся под контролем государства, пообещал финансировать этот проект из собственных средств.
Многие комментаторы в Москве предпочитают не принимать на веру заявления Приходько и Медведева. Скептики указывают, что и представители 'Газпрома', и политические лидеры накануне встречи Медведева с Бердымухамедовым с оптимизмом ожидали серьезного прорыва в переговорах. После того, как по итогам встречи выяснилось, что соглашение заключено не было, объяснений такому обороту событий никто не предоставил, а министр иностранных дел Сергей Лавров и глава 'Газпрома' Алексей Миллер очевидно постарались избежать общения с журналистами.
Некоторые комментаторы даже выразили сомнение в том, что проект 'Восток-Запад' вообще когда-либо будет осуществлен. Как прокомментировала 26 марта происходящее деловая газета 'Коммерсант', Туркменистан медлит из-за сомнений в том, что у России есть финансовые возможности его завершить. Российская экономика оказалась в числе наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса.
Проект Прикаспийского газопровода также, вероятно, будет заброшен, так как низкие цены на природный газ делают его строительство финансово невыгодным, указывалось также в статье 'Коммерсанта'. Между тем аналитик московского Института стран СНГ Андрей Грозин, считает, что при нынешних обстоятельствах 'Газпром' находится не в том положении, чтобы брать на себя риск финансирования ветки 'Восток-Запад'.
Дополнительно убедило Ашхабад в том, что у Москвы внезапно кончились деньги то, что, как дали понять представители России в ходе визита Бердымухамедова, она не может предоставить туркменскому лидеру финансовую помощь для строительства 697-километровой железной дороги, которая должна соединить Казахстан, Туркменистан и Иран. В середине марта компания 'Российские железные дороги' заявила, что недостаток средств заставляет ее сократить инвестиционную программу на 2009 год до 262 миллиардов рублей. Ранее была запланирована программа объемом в 400 миллиардов.
Сергей Благов - московский специалист по политическим вопросам СНГ