Дорога идет мимо сверкающих зеленых горных лугов, затем круто спускается к новому мосту, построенному американцами. За ленивым Пянджем лежит Афганистан с пыльным северным городом Кундуз. На этом берегу Таджикистан - нищий среднеазиатский сосед Афганистана.
Здесь, на дальней границе бывшей советской империи, США и НАТО планируют начать новую операцию. Скоро по этой дороге в Афганистан пойдут натовские грузовики с невоенными грузами, в обход Пакистана с его опасными территориями племен и удобным для засад перевалом Хайбер.
Северный маршрут играет важную роль в афганско-пакистанской стратегии Барака Обамы. Частые нападения талибов на конвои с грузами для войск США и НАТО на территории Пакистана заставили США вновь начать обхаживать бывшие советские республики - Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан.
НАТО уже подписала с Таджикистаном договор о транзите. По словам представителей альянса, двустороннее соглашение с Узбекистаном будет заключено 'в ближайшие дни', а с Казахстаном - 'через несколько недель'. Пока маршрут через Пакистан остается основным. Однако сонный пограничный переход между Таджикистаном и Афганистаном, расположенный в поселке Нижний Пяндж, скоро должен стать отправной точкой для афганского рывка Обамы.
'Раньше мы переправлялись через реку на лодках, теперь американцы построили мост', - рассказывает житель Нижнего Пянджа, 35-летний Расул Нематов. Прямо у его двора, за развешенным бельем и плетьми винограда, располагается таджикская сторожевая вышка. Пентагон выделил Душанбе - привлекательной столице Таджикистана - десять миллионов долларов на укрепление безопасности его горной границы, через которую идет основной поток героина - главного предмета афганского экспорта.
Сейчас мост пересекают за день лишь несколько десятков афганских водителей. Отсюда они едут в Душанбе, где загружают свои 'камазы' сахаром и другими товарами, после чего возвращаются обратно. По обочинам дороги мелькают хлопковые поля, ослики, мальчишки, продающие рыбу, ивы и тополя, пух которых витает сейчас в душистом весеннем воздухе.
'Дорога в Таджикистан хорошая. Спокойная, безопасная', - говорит 54-летний афганец Саид Мухаммед (Said Muhammed) из северного города Мазари-Шариф. 'Проблемы начинаются по пути из Кабула в Кандагар. Я там не езжу - это слишком опасно. Талибы однажды вытащили там моего друга из кабины и сожгли его машину', - добавляет он.
Однако над попытками США закрепиться в Средней Азии нависает тень Москвы, колонией которой некогда был этот регион. Официально, Россия предлагает помочь Обаме, который силится удержать под контролем ухудшающуюся ситуацию в Пакистане и Афганистане. В прошлом месяце она разрешила доставлять невоенные грузы для Кабула через свою территорию. Однако неофициально Москва уверенно восстанавливает влияние в Средней Азии, которую до сих пор считает своей вотчиной. В 2001 году после 11 сентября президенты Джордж Буш и Владимир Путин заключили неформальное соглашение о помощи в войне в Афганистане. Россия тогда разрешила Соединенным Штатам создать в Средней Азии несколько баз.
Позднее, когда в Грузии и на Украине произошли прозападные революции, Кремль решил, что их организовали США, почувствовал себя преданным и нанес ответный удар, заключив ряд закулисных сделок с недолюбливающими демократию среднеазиатскими диктаторами. В 2005 году президент Узбекистана Ислам Каримов, устав от западной критики кошмарной ситуации с правами человека в его стране, выгнал американцев с военной базы у приграничного города Термез.
Ключевой перевалочный пункт
Тем временем в прошлом месяце Кыргызстан объявил о закрытии американской авиабазы в аэропорту 'Манас', названном в честь легендарного киргизского героя, который ездил на крылатой лошади и совершал удивительные подвиги. Эта база у киргизской столицы Бишкек - последний форпост США в Средней Азии и ключевой перевалочный пункт для доставки войск и грузов в Афганистан.
Президент Киргизии объявил о закрытии базы через несколько часов после встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым, предложившим ему кредит в 2 миллиарда долларов. Впрочем, Россия может и позволить США продолжать использовать базу, но только в рамках более общего соглашения, которое бы затрагивало бы и другие вызывающие у Москвы беспокойство вопросы - вроде расширения НАТО или противоракетной обороны.
Аналитики считают, что в новой среднеазиатской 'Большой игре' (этим избитым термином принято называть сильно романтизированную борьбу между имперской Британией и царской Россией, шедшую в 19-м веке на склонах Памира и Гиндукуша) будет только один победитель. И это, предсказывают они, будет не Вашингтон.
'Это как маятник. С 2001 года в Средней Азии была сильнее Америка. Теперь русские отвоевывают обратно то, что американцы потеряли', - объясняет эксперт по международным отношениям из Душанбе Парвиз Мулладжанов. 'На самом деле Соединенные Штаты никогда полностью не одерживали верх. После распада Советского Союза Россия сумела сохранить ведущее положение в Средней Азии', - добавляет он.
По мнению Мулладжанова, Москва заметно наращивает военную, экономическую и разведывательную активность в регионе. У нее есть, как он считает, ряд преимуществ. 'Все постсоветские страны живут в русскоязычном информационном пространстве. Большинство их жителей смотрят российское телевидение и читают российские газеты. Они смотрят на мир глазами России, и это очень мощное оружие'.
Позиции США, напротив, 'очень слабы', полагает Мулладжанов. Попытки Вашингтона взаимодействовать с гражданским обществом и с оппозицией в Средней Азии - регионе, где правят сверхпрезидентские режимы разной степени репрессивности и автократичности, и где правители, по-видимому, сохраняют власть пожизненно - ни к чему не приводят. Второй головной болью Америки являются имперские амбиции Китая, у которого есть свои планы на регион.
Выступая в пятницу в Белом доме, Обама дал понять, что Афганистан будет служить для его администрации главным военным приоритетом. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на Ираке, Обама, по его собственным словам, намерен 'дезорганизовать, рассеять и разгромить 'Аль-Каиду' в Пакистане и Афганистане'. Эта 'четкая и определенная цель' потребует дополнительно 21 000 американских солдат, помимо уже присутствующих в стране 38 000, провозгласил он.
Тем не менее, многие сомневаются в том, что полагаться на Среднюю Азию разумно. Доклад Международной кризисной группы (International Crisis Group), посвященный этому региону, производит мрачное впечатление. Он предполагает, что дела в нем обстоят немногим лучше, чем в пораженном кризисом Пакистане и называет его 'крайне рискованной ставкой'. Автор доклада Пол Куинн-Джадж (Paul Quinn-Judge) заметил: 'В этих странах правят бывшие советские аппаратчики... большинство граждан живет в глубокой бедности, а экономика, по большей части, слабая и хрупкая'.
Скольжение в пропасть
По его мнению, 'худшие сценарии включают в себя распад стран, дезинтеграцию национальной инфраструктуры, хаотические попытки захвата власти и подъем воинствующего ислама'. Как будто этого мало, Таджикистан и Узбекистан - две страны, которые больше всего важны для США с точки зрения логистики - движутся к экономической и социальной катастрофе, утверждает доклад.
В любом случае, мало кто в Таджикистане верит в то, что Обаму ждет в Афганистане успех. 'США уже проиграли войну в Афганистане. Рано или поздно им придется покинуть страну, - уверен Мулладжанов. - Новая администрация прекрасно понимает, что победа недостижима. США просто намерены заставить 'Талибан' пойти на уступки, говоря с позиций силы'
А пока в Нижнем Пяндже таджикские пограничники в темно-синей форме осматривают очередной афганский грузовик. Таджикистан согласился пропускать через КПП 250 грузовиков НАТО в день, что должно превратить этот прибрежный поселок в крупный транспортный узел. 'Я не против НАТО. Но что нам действительно нужно - это микроавтобус, чтобы возить наших детей в школу', - говорит Нематов, - Она в пяти километрах отсюда, и сейчас им приходится ходить туда пешком'.