Удельная - сонный городок, лежащий к юго-востоку от Москвы. На его грязных улицах стоят выкрашенные в яркие цвета деревянные дома. За мостом через замерзшую речушку - большое кирпичное здание, которое кажется несколько чужеродным своему окружению. Внутри - сотни рядов банок, источающих неприятный запах. В них держат Hirudo medicinalis, то есть медицинских пиявок. Но мало у кого из местных жителей лицезрение такого количества кольчатых червей вызывает отторжение. Пиявки в Удельной - процветающая отрасль, светлое пятно на фоне российской экономики, переживающей период спада.
Россия разводит в 10 раз больше пиявок, чем весь остальной мир. Большая их часть выращивается в Международном центре медицинской пиявки в Удельной. Это учреждение, существующее с 1937 г., производит 3 миллиона пиявок в год. Сегодня оно пользуется всемирным ростом популярности пиявочной терапии, известной также под названием гирудотерапии. В прошлом году об очищающем эффекте пиявки говорила Деми Мур; Национальная служба здравоохранения Великобритании ежегодно закупает 50 000 кровососов; американское Управление по контролю за продуктами и лекарствами в 2004 г. одобрило гирудотерапию, поскольку она оказалась эффективной при лечении пациентов с пересаженной кожей.
Сегодня центр продает пиявок специалистам по пластической хирургии, которые кладут их на раны для предотвращения рубцевания, дантистам, которые прикладывают их к деснам для остановки кровотечения, и даже гинекологам, которые используют их для лечения болезней, передающихся половым путем (да-да, именно так, как вы подумали). Ротовое отверстие пиявки богато антикоагулянтом, который позволяет этому существу непрерывно поглощать кровь, но при этом доставляет в район раны вещество, снижающее ее свертываемость более эффективно, чем укол. Впрочем, по своему применению пиявка во многом напоминает шприц. После использования пиявку уничтожают. 'Это как одноразовый шприц, повторное использование пиявки - плохая санитарная практика', - говорит Геннадий Никонов, директор Центра пиявки.
Пиявки продаются примерно по сто рублей штука, а в Удельной их можно купить оптом за полцены. Большинство россиян не считает медицинских пиявок ни экзотическими, ни примитивными. При советской власти пиявок для терапевтических нужд можно было купить в любой аптеке. 'Каждая аптека была обязана постоянно иметь в запасе 25 пиявок', - говорит Никонов, работающий в центре уже 19 лет. Он очень горд тем, что сегодня весь мир вынужден догонять Россию.
Однако миловидными пиявок не назовешь. Кроме того, они довольно неприятно пахнут. Амбре, стоящее в лаборатории Центра, можно описать как запах тухлого мяса в грязном туалете. Этот запах чувствуется издалека, и становится практически невыносимым, когда приближаешься к банкам с пиявками, переливающихся всеми оттенками красного и желтого в зависимости от того, когда их кормили последний раз. 'Мочеиспускание у пиявок идет трое суток подряд после того, как их покормишь, - объясняет заведующая лабораторией Елена Титова, которая работает в Центре уже 25 лет. - Все это время нужно очень тщательно чистить банки, иначе пиявки отравятся собственными испражнениями'.
Второй составляющей зловония является кровь. 'Мы кормим их сертифицированной бычьей кровью, - говорит Никонов. - А по праздникам угощаем телячьей'. Для Никонова, химика по образованию, выращивание пиявок - целое искусство. 'На первый взгляд, это просто банка с водой, но в ней происходят миллионы химических процессов'.
Никонов считает, что только женщины могут отнестись к выращиванию этих существ с должной заботой, и в его лаборатории каждая сотрудница в ответе за весь цикл жизни своей партии пиявок. 'Таким образом, если что-то пойдет не так, и погибнут тысячи пиявок, то никто не сможет винить кого-то другого', - говорит Титова. По ее словам, пиявки очень привязываются к своим владельцам. Она берет отпуск на время их кормления, чтобы никто не вмешивался в жизнь ее подопечных. Перед продажей пиявку для достижения максимального эффекта нужно не кормить три месяца.
Некоторые пиявки используются для создания косметики Никонова по уходу за лицом серии Bio Energy. Эта линия производится тут же в Центре. Самый дорогой продукт - крем, замедляющий старение кожи, - делается из высушенных новорожденных личинок и продается в розницу по 47 000 рублей за 15 грамм. Идея производства косметики появилась после краха коммунизма, когда аптеки освободили от обязательства держать пиявок. - У нас не было денег, и люди по несколько месяцев жили без зарплаты, - говорит Никонов. - Пиявок было слишком много, и мы хотели создать что-то необычное и доходное'. Как объясняет Никонов, содержащиеся в пиявках вещества, из которых делаются кремы, помогают улучшать циркуляцию кислорода, жиров и протеина в коже. Все это, по его словам, ведет к омоложению кожи.
Крупнейшим экспортным рынком для пиявок Центра является Франция. Однако Никонов говорит, что он очень придирчив в том, что касается выбора клиентов. 'Нам не все равно, кому продавать продукцию, - говорит он. - Я знаю, что в кухне некоторых стран люди прикладывают пиявку к гусю. Ждут, пока она растолстеет на гусиной крови, а потом зажаривают ее как сосиску. Это считается деликатесом. Мне жаль пиявок. Их нельзя так использовать'.