Дипломатия нового руководства США уже обратила внимание на некоторые темы, которые для крупных европейских государств создают определенные неудобства, и о некоторых из них всегда стоит напомнить.
Хиллари Клинтон, впервые находясь в Брюсселе в должности госсекретаря США, в выступлении об отношениях Вашингтона и Европейского союза особо акцентировала вопрос энергетической безопасности Европы, по которому нет единодушия даже внутри ЕС. В особенности Берлин уклоняется от 'политизации' этого вопроса - это может повредить экономическим сделкам немцев с Россией, которая, в свою очередь, пропагандирует мнение, что нет лучшего гаранта энергетической безопасности, чем 'Газпром', и что Европе нет никакой необходимости подыскивать других поставщиков. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который сейчас взял на себя роль агента влияния упомянутой компании, в феврале этого года посетил Тегеран, где в статусе 'частного лица' встретился с Махмудом Ахмадинеджадом, чтобы, по слухам, добиться благожелательного отношения (и газа) Ирана для проекта 'Газпрома' 'Южный поток'. Но не для проекта ЕС 'Nabucco', с помощью которого Европа сможет хотя бы немного диверсифицировать свои источники поставок. (Миссия была реализована вопреки легко прогнозируемому возмущению еврейской общины Германии, поскольку ей, разумеется, показался неприемлемым 'частный' визит экс-канцлера к отрицателю холокоста, который хочет 'стереть с лица земли' государство Израиль).
В последнее время Москва уделяет особое внимание наведению глянца на имидж 'Газпрома', для этой цели за несколько миллионов долларов наняты также западники. Связи с общественностью Европы этой компании, как и правительства России, между прочим, курирует известная фирма 'GPlus Europe', в задачу которой входило организовать распространение нужной Москве информации как о 'конфликте' с Грузией, так и об очередном прекращении поставок газа, возложив всю ответственность на Киев. Это стало также причиной для напоминания о том, насколько важен газопровод по дну Балтийского моря, который соединит Россию и Германию, не пересекая территории транзитных государств. Тогда, не причиняя вреда солидным клиентам на Западе, Москва в случае необходимости может прекратить поставки Украине, через которую пока приходится экспортировать 80% газа, или другим 'неплательщикам' в Восточной Европе.
В отличие от Вашингтона, правящие круги Западной Европы не очень верят в способность России оказывать таким образом влияние на страны ЕС. Однако Европа сомневается также и в способности увязших в междоусобной борьбе политиков Киева навести порядок в экономике своей страны, хотя ЕС и обязался софинансировать модернизацию украинских трубопроводов. (Для этой цели до 2015 года планируется вложить 2,5 миллиарда евро).
Недостатки в политике лучше видны с определенного расстояния, скажем, с противоположного берега Атлантики. По крайней мере, европейцы всегда усматривали недостатки в Америке, но и с другой стороны их замечают.