Переговоры, которые проведут сегодня новый американский президент и его российский коллега, могут способствовать уменьшению пропасти, которая вновь пролегла между двумя бывшими противниками по "холодной войне".
Бараку Обаме представится случай оказаться с глазу на глаз со многими руководителями стран, имеющих большой вес на международной политической арене. Сегодня в Лондоне, в рамках саммита "Большой двадцатки", он начинает марафонское турне, в ходе которого проведет многосторонние и двусторонние встречи. Но самый большой интерес, пожалуй, вызывает его сегодняшний разговор с главой российского государства Дмитрием Медведевым. Смогут ли эти два человека поладить друг с другом? Произойдет ли "химическая реакция" между чикагским метисом Бараком Обамой петербуржцем Медведевым, и если да, то сможет ли она способствовать уменьшению пропасти, которая вновь пролегла между двумя сверхдержавами - бывшими противниками по "холодной войне" - во время восьмилетнего периода "Буш-Путин"?
Обе стороны утверждают, будто сейчас между ними воцарилась атмосфера открытости. Хотя политические культуры, к которым они принадлежат, бесконечно далеки друг от друга, у Обамы и Медведева есть и нечто общее. Они оба - сорокалетние политики, совсем недавно появившиеся на международной арене. Находившийся до сих пор в тени своего вездесущего премьер-министра Владимира Путина российский президент выходит на авансцену, участвуя в крупном саммите, и, вполне возможно, он захочет этим воспользоваться. Вопросы внешней политики находятся в "исключительной компетенции" президента, заявил он BBC. Ни Россия, ни США не могут допустить "безразличия" в двусторонних отношениях, добавил он в своей статье, опубликованной в сегодняшнем номере Figaro.
Привлечь Россию к участию в разработке программы противоракетной обороны
Обама не искушен в вопросах, связанных с Россией, но, с другой стороны, он может посмотреть на них свежим взглядом. Его команда убеждена в том, что односторонний подход предыдущей администрации частично стал причиной ухудшения отношений американо-российских отношений, и исполнена решимости нажать на кнопку "перезагрузка". Она сделала все возможное, чтобы найти точки сближения с Россией, предлагая активно возобновлять переговоры по новому договору об ограничении стратегических вооружений, который пришел бы на смену договору СНВ, истекающему в конце этого года. Продолжая утверждать, что "каждое государство должно иметь право вступать в какой угодно альянс", Обама, тем не менее, временно отказался от идеи предоставить Украине и Грузии План действий по подготовке к членству в НАТО, к вящему удовлетворению Москвы. Вашингтон также выступает за возобновление работы Совета Россия-НАТО. Он хочет привлечь Россию к участию в разработке программы противоракетной обороны, в обмен на ее сотрудничество по вопросу об иранской ядерной программе. Американские эксперты надеются, что все более усиливающийся в России экономический кризис в конце концов сыграет на руку членам московского лагеря "модернизаторов".
Но, несмотря на эти надежды, остается много сложных вопросов. Как дать новый старт отношениям с Россией, сохранив при этом суверенитет ее бывших сателлитов, которые чувствуют для себя угрозу в ее имперских амбициях? Действительно ли российская власть заинтересована в сближении с Вашингтоном, притом что антиамериканская риторика позволяет ей подтверждать свою легитимность и отвлекать внимание населения от набирающего обороты серьезного экономического кризиса? А Медведев, в самом ли деле он - главный человек в нынешней ситуации?
Россия говорит о своей открытости, но пока она не дала Вашингтону ни одного конкретного обещания в том, что касается наиболее щекотливых проблем. Она предоставляет свою территорию для транзита американских грузов в Афганистан и в то же самое время поощряет Киргизстан в его желании выгнать американцев со своей военной базы. Она по-прежнему занимает весьма двойственную позицию по иранской проблеме. А Медведев недавно объявил о масштабном перевооружении армии, имеющем целью противостоять "продвижению НАТО" к ее границам. В настоящий момент администрация Обамы старательно недооценивает эти сигналы. Она считает, что нужно забыть о раздражении и возобновить диалог. Интересно, решит ли новый президент в ходе лондонского разговора обойти молчанием и факт непрерывного ухудшения ситуации с правами человека в России. По странному совпадению, во вторник начался второй судебный процесс (имеющий ярко выраженную политическую окраску) над олигархом Михаилом Ходорковским, которому грозит дополнительный двадцатилетний тюремный срок.