Внешняя политика стратегического партнера Литвы США меняется. Чего ожидать от потепления отношений между США и Россией? Должна ли Литва ограничить помощь государствам Восточной Европы? Возможны ли прагматичные отношения с Россией? С какими "богачами" должна общаться Литва?
Политика стратегического партнера Литвы США действительно начала меняться. Однако говорить о том, какое реальное содержание могут приобрести эти изменения, пока рано. Инициатива США по 'перезагрузке' отношений с Россией может развиваться по нескольким сценариям.
Не исключено, что администрация Барака Обамы просто создает видимость, что отношения, по сути, пересматриваются, ожидается сотрудничество России по некоторым важным для США вопросам - прежде всего, по ядерным амбициям Ирана, распространению оружия массового поражения и терроризма. Однако США за поддержку России не собираются идти на какие-либо серьезные геополитические уступки России.
С другой стороны, может случиться, что администрация Обамы на самом деле пытается отыскать модель сосуществования с Россией, уменьшить политическую напряженность и создать предпосылки для решения актуальных для обеих сторон вопросов. Согласно третьему сценарию (наименее реальному), между США и Россией начинается настоящий геополитический обмен, то есть, Россия участвует в решении геополитических проблем США, а США идет на серьезные геополитические уступки России, например, отказывается от расширения НАТО.
Именно в этом проблемном поле должен проводить внешнюю политику новый президент Литвы. Пока тема внешней политики кандидатов на пост президента с трудом поддается анализу.
Что последует за потеплением?
Некоторые эксперты США по внешней политике утверждают, что каждый новый президент США в начале своего срока совершает одну и ту же ошибку, то есть, полагает, что Россию удастся изменить, заставить ее играть по западным политическим правилам. В конце концов, каждая администрация США возвращается к той ситуации, которую унаследовала от предыдущего аппарата, - краху надежд на изменение России и смягчение сценариев по 'сдерживанию' России. Вполне вероятно, что Б.Обама тоже утратит иллюзии и его администрация вернется к политике в отношении России, какую унаследовала от Джорджа Буша.
Эту ситуацию определяет тот факт, что вражда между США и Россией - структурного характера, то есть, продиктована объективными различиями и объективными обстоятельствами, которые ведут к неизбежным противоречиям и даже конфронтации между Россией и США. Россия недовольна сложившейся после Холодной войны международной ситуацией и тем фактом, что ей не была предоставлена исключительная 'сфера влияния' вокруг ее границ. Поэтому Россия пытается по существу пересмотреть сложившийся после Холодной войны мировой порядок.
Каждая администрация США рано или поздно вынуждена ограничивать неоимпериалистические амбиции России. Новый президент США, возможно, рано или поздно начнет руководствоваться именно этим взглядом. Поэтому возникает вопрос, должна ли Литва слепо руководствоваться меняющимися тактическими ветрами в международном пространстве или наблюдать за процессами из долгосрочной, структурной перспективы?
Что касается поддержки Восточной Европы
В отличие от того, как утверждал в прошлом десятилетии известный американский ученый Фрэнсис Фукуяма, на постсоветском пространстве еще не наступил 'конец истории'. В этом пространстве сегодня свершается коллизия структур, которую упрощенно можно охарактеризовать как столкновение западной либеральной демократии с 'авторитарным капитализмом' в России.
Необходимо осознать, что распространение пространства демократии, прав человека и рыночной экономики на Восток - это фундаментальный интерес Литвы. Литва будет в безопасности лишь в том случае, когда вокруг нее соберутся демократические государства, а не страны с культом силы. Именно поэтому для Литвы жизненно важно поддерживать процессы демократизации в постсоветских странах.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы кто-то взял на себя роль глашатая. Роль глашатая жизненно важна для стремящихся вырваться из сферы российского влияния Грузии и Украины. Литве и другим странам Балтии в прошлом десятилетии тоже говорили, что они никогда не станут членами НАТО. Но эти страны сделали то, что сначала, наверное, казалось невозможным.
Такая же логика действует в отношении Украины и Грузии. Поэтому Литвы должна оказывать этим странам политическую поддержку, поддерживать расширение ЕС и НАТО в эти страны. Сокращение помощи этим странам будет означать капитуляцию против новой пропагандируемой Россией концепции 'сфер влияния' и отказ от долгосрочных стратегических интересов.
Возможны ли прагматичные отношения с Россией
Необходимо задаться вопросом, насколько сама Россия заинтересована в конструктивных и дружественных отношениях в Литвой. Попытки предложить России прагматичную повестку двусторонних отношений необоснованны уже хотя бы потому, что у России нет каких-то важных интересов в случае с Литвой. Кроме того, Россия открыто игнорирует Литву на международном уровне. Москва до сих пор не признает, что Литвы была оккупирована, не реагирует на актуальные для Литвы проблемы, применять энергетический шантаж.
В настоящее время во властных структурах России доминируют так называемые 'силовики', т.е. силы представители силовых структур. В их сознании Литва просто на время утерянная территория. Вряд ли при условии доминирования такого отношения можно надеяться, что Россию будет интересовать равноценный обмен или примирение.
Иначе говоря, возникает вопрос, идя на уступки России, не делаем ли мы это только ради уступок. Маловероятно, что Литва дождется от России взаимности. В представлении тех, кто формирует российскую политику, такой поход в отношениях с малыми странами трактуется как политика уступок. Поэтому, вполне возможно, что на уступки Литвы Россия будет реагировать, требуя еще большей лояльности.
С кем из 'богатых' мы должны дружить?
Думая о поддержке больших стран ЕС, а не стратегической поддержке США, не стоит забывать, что эти страны никогда не были склонны как-нибудь особенно ограничивать влияние России, скорее, они склонялись к сосуществованию или даже определенным геополитическому дележу с Россией.
Такие страны как Франция или Германия противились принятию стран Балтии в НАТО, а позже призвали эти страны помолчать при решении определенных вопросов международной политики. Большинство западноевропейских политиков не видят в России угрозу или источник рисков, считают ее надежным поставщиком энергетических ресурсов и не скрывают своего раздражения по поводу 'демонизации' России такими станами как Литва.
Поэтому сомнительно, что расшаркивания перед государствами Западной Европы может принести Литве дивиденды в сфере политики и безопасности. Стоит вспомнить, с какой стороны Атлантического океана Литва дождалась помощи после восстановления независимости, и какая страна вопреки сопротивлению России стремилась включить государства Балтии в евроатлантические структуры. В этом смысле и сейчас мало что изменилось. Только разделительная линия передвинулась немного восточнее.