'Какое оскорбление!', 'Реванш бюрократов!', 'Унижение для России!' Этот неожиданно появившийся информационный повод стал причиной скандала именно в контексте празднования 200-й годовщины со дня рождения великого мастера самоиронии.
Российские власти объявили, что 27 марта в Москве состоялось открытие первого в стране 'музея Гоголя' в гостинице графа Александра Толстого - родственника писателя. В этой гостинице Гоголь провел последние годы своей жизни. С 1974 года в доме, где писатель сжег второй том 'Мертвых душ' и где он был оставлен умирать с голоду, уже были реконструированы две небольшие комнаты.
За два столетия три других комнаты были освобождены от прежней обстановки... чтобы сегодня воскресить писателя с помощью зеркал, муляжей, скульптур, звуков и освещения.
'Все это недостойная клоунада' - поперхнулись люди истинного искусства. 'Тот, кто действительно ценит Гоголя, не осмелится переступить порог этого дома', - возмущен Игорь Золотусский, известный русский исследователь творчества Гоголя и президент 'Фонда Гоголя'. Золотусский ставит себе цель открыть 'настоящий' музей Гоголя. 'Это стыд для России за такой огромный срок не иметь ни одного музея, посвященного имени великого писателя. Ни одного! Только на Украине, где писатель родился, три музея Гоголя! Зато в России около 15 музеев Пушкина!'
Реликвии. Леонтий Озерников, автор экспозиции 'музея Гоголя' в Москве истово защищает свое детище: 'Если возник спор вокруг этого дела, разве это однозначно плохо или хорошо?' - возражает Озерников тем, кто обвиняет его в том, как он подступился к 'мощам' писателя. 'Ведь очень мало подлинных экспонатов из его эпохи, которым удалось сохраниться', - жалуется Озерников. - Наш музей только и располагает, что этим немногим: маска, которой накрыли покойника, его чернильница и маленький ящик для путешествий. Именно по этой причине мы задумали символичную экспозицию вокруг ключевых элементов, которые разъясняют всевозможные грани этой личности. Дорожный сундук, который заставляет представить его секреты и путешествия; камин, где автор сжег рукопись 'Мертвых душ'; письменный столик, на котором создавались произведения; круглый стол, где посетитель музея может увидеть свое отражение, как в зеркале сознания, или диван, где писатель умер.
Все это 'шоу' только искажает действительность, - возражает Игорь Золотусский. 'Это здание было переделано в будуар короля Луи XI, со свойственным тому мраморным полом, зеркалами и буржуазной мебелью, тогда как Гоголь жил очень скромно', - возмущен президент 'Фонда Гоголя'. - Люди, которые потратили общественные деньги на это, должны быть привлечены к уголовной ответственности!'
Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России, а также отколовшийся член Комитета по организации празднования 200-летия со дня рождения Гоголя негодует. 'Мы устроим международный скандал',- бросает он, надеясь, как можно быстрее, выгнать 'чиновников', обступивших дом.
Эти 'злосчастья' Гоголя в собственной стране не имеют ничего нового, говорят историки. 'Он уже при жизни стал классиком, - рассказывает Игорь Золотусский. - Царь Николай I приезжал посмотреть 'Ревизора' на сцене. Он смеялся и аплодировал. Это был триумф. Но Гоголь не был этим триумфом удовлетворен, он чувствовал себя непонятым - и мы видим слишком много фарса в его творчестве и более того - глубокий трагизм'.
В 1909 году, уже 100-я годовщина рождения писателя праздновалась с размахом. И снова споры. Чтобы отдать должное гениальности 'Мертвых душ', власти поставили необычный памятник, работу скульптора Николая Андреева. Гоголь представлен сидящим, в огромном пальто, удрученный настолько, будто он несет все тяжести и лишения своей страны на собственных плечах. 'Сделали из него ворона', 'Можно подумать, летучая мышь!' - ужасаются ценители, влюбленные в юмор Гоголя.
В советскую эпоху Гоголь также был в почете у властей, но уже через обезображивающую призму реализма. 'Мистические мучения' писателя, снова очень модные сегодня, были затушеваны, чтобы больше не видеть в Гоголе только 'критику царской России' и крепостничества. Сталин не выдержал бы видеть мрачный монумент Андреева в центре Москвы и заменил его другим, уже 'советским' Гоголем - стоящим, с открытой грудью, книгой в руке, устремленным к социализму.
Сегодня. В 1959 году памятник Андреева был перенесен во двор последнего московского пристанища писателя, ныне - музея Гоголя. С тех пор два памятника оглядывают друг друга. Это словно последняя ирония писателя. 'Эти два Гоголя, в 100 метрах друг от друга, как нечто паранормальное. Это достойно Гоголя!' - смеется Вера Викулова, директор музея Гоголя, вокруг которого развернулась самая жаркая баталия. 'Он многогранен, Гоголь!' - заверяет Викулова. В стране Путина-Медведева Гоголь, без сомнений, еще слишком актуален, чтобы быть оцененным беспристрастно.
Перевод сделан читательницей ИноСМИ Асией Халитовой