Итоги встречи Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Лондоне - на первых полосах мировых изданий. Они приветствуют оттепель в отношениях Москвы и Вашингтона.
'Новый тон в американо-российских отношениях сам по себе не является поводом для эйфории. В этом отношении предстоит растопить еще немало льда, - цитирует публикацию в Tagesspiegel 'Немецкая волна'. - Новое стержневое слово американской дипломатической игры - "интересы". Расширение сотрудничества представляется возможным, если вместо продолжения былого соперничества за влияние сосредоточиться на общих для обеих сторон интересах. Отражение иранских планов по созданию ядерного оружия, борьба с терроризмом, стабилизация мировой экономики. Это звучит более трезво, нежели риторика Буша, в которой часто слышались отголоски "холодной войны"'.
Sueddeutsche Zeitung полагает, что новое российско-американское соглашение, заменяющее договор СНВ, вполне достижимо. И его необходимо заключить до истечения срока действия действующего договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений в декабре этого года. Иначе, обрушится фундамент, на котором основана вся система контроля над вооружениями. Это не отвечает интересам ни России, ни США. К тому же это единственный возможный способ помешать Ирану и другим странам нарушить геостратегический баланс, создав собственное ядерное оружие. Но это не значит, что после встречи Обамы и Медведева в Лондоне отношения двух стран безоблачны.
С немецкой педантичностью Sueddeutsche Zeitung рассматривает 'Спорные темы между Россией и США' (Streitthemen zwischen Russland und USA).
Это - противоракетная оборона (США, вопреки протестам России, намерены разместить 10 противоракетных установок в Польше, на что Россия обещает отреагировать военными контрмерами);
это - Иран (Обама не заинтересован в превращении Ирана в еще одну ядерную державу, а Россия активно сотрудничает с Тегераном в области ядерной энергетики и поставляет исламской республике обычные вооружения);
это - права человека (Предшественник Обамы на президентском посту Джордж Буш-младший не упускал ни одного удобного случая покритиковать Россию за ограничения свободы слова или нарушения прав человека, однако новый президент едва ли что-то говорил об этом публично);
это - разоружение (Еще во время своей предвыборной кампании Обама заявлял о необходимости продолжения процесса ядерного разоружения. Шансы на это, по оценке издания, выглядят высокими, так и Москва стремится к 'новому началу усилий по глобальному разоружению');
это - энергетическая безопасность Европы (Американцы являются самыми ярыми защитниками трубопровода Nabucco, по которому газ из Каспийского региона должен поставляться в Европу, минуя территорию России. Шведское правительство уже обращалось за помощью к американской стороне, пытаясь помешать строительству трубопровода Nord Stream по дну Балтийского моря. Кроме этого Америка ответственность за двухнедельную газовую блокаду во время энергетического спора между Москвой и Киевом полностью возложила на Россию);
это - Грузия и Украина (Россия противится расширению НАТО за счет этих стран, кроме этого Москва опасается ослабления своего влияния в Центральной Азии и утраты контроля над транзитом нефти и газа из этого региона).
Как 'Правильный импульс' (Ein richtiger Impuls) оценивает итоги Лондонской встречи президентов России и США Frankfurter Allgemeine Zeiting. Но если российское руководство полагает, что преемник Буша сразу исполнит все российские требования, в частности, откажется от планов ПРО, или же поставит будущее Североатлантического альянса в зависимость от пожеланий Москвы, то Россию может постичь сильное разочарование, предупреждает издание. Важным является начало переговорного процесса по существу. Вряд ли это приведет к ликвидации всего ядерного оружия, как этого желает в данный момент Генри Киссинджер. Но сокращение ядерных арсеналов до 1500 боеголовок уже стало бы существенным шагом вперед.
А за день до встречи Медведева с Обамой перспективы российско-американских отношений обсуждали в Вашингтоне на конференции 'Работа с Россией: трансатлантическая оценка' американские и европейские политологи. Основным докладчиком стал Збигнев Бжезинский, который поставил Россию на третье место среди внешнеполитических приоритетов США. Вслед за отношениями с Европой и Китаем. Бывший советник президента Картера также считает, что и для России отношения с Китаем тоже важнее, чем с США.
Бжезинский, став советником Барака Обамы, заявил, что новой 'холодной войны' между Россией и США не будет, обе стороны понимают, что гонка вооружений будет стоить слишком дорого. 'Между нашими странами не может быть и идеологической войны. Наш идеологический посыл был скомпрометирован Джорджем Бушем. Россияне и вовсе не имеют никакого идеологического послания миру', - убежден автор 'Великой шахматной доски'.
'Россия никогда не станет для нас тем, чем стала Великобритания или Германия. Но отсутствие международной изоляции, идеологии и чувство реальной глобальной конкуренции окажут свое влияние. Лет через десять-пятнадцать, если Путин не сменит Медведева на посту президента и если не случится ничего драматичного, мы увидим в России значительные качественные изменения', - приводит слова Бжезинского 'Коммерсант' в статье 'Силовики не воссоздали свое поколение'.
Бжезинский критикует Россию за попытки диктовать свою волю бывшим советским республикам. 'Посмотрите на Эстонию. Что было бы с Эстонией, если бы она захотела убрать Бронзового солдата, не являясь членом НАТО?', - призвал он задуматься участников конференции. Идея расширения НАТО, по его мнению, не так уж плоха.
И этот реверанс в сторону НАТО особо актуально звучит сегодня, когда проходит юбилейный саммит военной организации западных стран, созданной в 1949 году. 'НАТО не знает, как поступать с Россией' (Nato weiß nicht, wie sie mit Russland umgehen soll), резюмирует немецкая Die Welt, описывая начало саммита стран Североатлантической организации. Перед альянсом сейчас встали новые серьезные срочные вызовы, признался изданию один американский дипломат: Афганистан, выборы нового генерального секретаря, определение перспективной стратегии. И в то же время для США важно улучшение отношений с Москвой, о чем Барак Обама сообщил непосредственно после встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым.
Внутри альянса имеются серьезные расхождения по основным вопросам. Разночтения касаются и отношений с Россией. Вашингтон отодвигает на задний план вопросы размещения ПРО в Европе и больше не настаивает на ускоренном приеме Грузии и Украины в НАТО. Это с воодушевлением воспринято Москвой, но это раздражает поляков и прибалтов. Для них НАТО - прежде всего оборонительный союз против России. И августовский конфликт 2008 года с Грузией - подтверждение этому. Для США и Великобритании, напротив, центральная задача союза - борьба с терроризмом. 'Как можно из этого выделить общую стратегию?', - задает фундаментальный вопрос немецкий еженедельник.
'Можете ли вы представить Россию в НАТО, господин Солана?' (Können Sie sich Russland in der Nato vorstellen, Herr Solana?), задает вопрос верховному председателю ЕС, бывшему генеральному секретарю НАТО Хавьеру Солана Hamburger Abendblatt. В интервью этой немецкой газете Солана уверяет, что противоракетный щит не направлен против России, более того, он считает возможным приобщить Россию к его строительству. 'Я уверен, - говорит высокопоставленный европейский дипломат, - что сотрудничество между Россией и НАТО станет гораздо теснее, чем сегодня. Но я не уверен, что Россия когда-нибудь захочет стать членом НАТО'.