После саммита 'большой двадцатки' Международный валютный фонд, похоже, обрел второе дыхание. Как это ни парадоксально, недавно сформировавшаяся группа ведущих экономических держав предпочитает действовать через МВФ - один из институтов, созданных в рамках нового международного экономического устройства в конце Второй мировой войны.
Члены 'двадцатки' не стали настаивать на увеличении расходов и бюджетных дефицитов на уровне отдельных государств: вместо этого они договорились утроить кредитные ресурсы МВФ, доведя их до 750 миллиардов долларов США, расширить общий объем введенной 40 лет назад 'валюты' Фонда - специальных прав заимствования - на 250 миллиардов долларов, и осуществить продажу имеющегося в распоряжении МВФ золота для оказания финансовой помощи самым бедным странам мира.
Это означает, что МВФ будет играть главную роль в распределении 'пакета' в 1,1 триллиона долларов, о выделении которых говорится в итоговом коммюнике саммита 'двадцатки'.
В конкретном же плане Мексика проявила интерес к использованию новой гибкой кредитной линии МВФ, призванной защитить в целом устойчивые в экономическом отношении страны от воздействия мирового кризиса.
Недавние рассуждения Чжоу Сяочуаня (Zhou Xiaochuan), главы Народного банка КНР, и российского президента Дмитрия Медведева относительно превращения СПЗ в мировую резервную валюту выглядели утопическими, однако на деле это, возможно, была лишь 'обкатка' предложений по усилению роли СПЗ и МВФ.
Одновременно управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn) на этой неделе призвал страны 'двадцатки' как можно быстрее очистить балансы американских и европейских банков от 'токсичных' активов. Стросс-Кан уже не один месяц предлагает вместо импровизированной финансовой помощи заниматься систематической рекапитализацией банков.
В коммюнике по итогам Лондонского саммита прямого ответа на эти рекомендации не содержалось, однако усиление роли МВФ дает основания надеяться, что они будут учтены.
Созданный 'двадцаткой' Совет по финансовой стабильности (вместо существующего Форума по финансовой стабильности) должен сотрудничать с МВФ в целях 'своевременного оповещения о макроэкономических и финансовых рисках'. Что ж - новая группа экономических держав поступает весьма разумно, сотрудничая с 63-летним МВФ и подкрепляя его позиции.