Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Привилегированное положение

Привилегированное положение picture
Привилегированное положение picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У подножия среднеазиатского горного хребта Тянь-Шань бойцы 376-го экспедиционного крыла США перешли в наступление обаянием

У подножия среднеазиатского горного хребта Тянь-Шань бойцы 376-го экспедиционного крыла США перешли в наступление обаянием. За последние несколько недель они приглашали в гости к себе на базу в Манасе киргизских студентов, ездили со своей рок-группой по детским домам и школам и навещали детские больницы в столице страны Бишкеке.

Однако, по всей видимости, эти усилия были предприняты слишком поздно. В феврале киргизское правительство дало американским военным 180 дней на то, чтобы покинуть базу, которая служит главным транспортным узлом в системе снабжения войск в Афганистане.

По мнению большинства, решение о закрытии базы Бишкек принял по настоянию Кремля, хотя, по словам представителя российского министерства иностранных дел, то, что это произошло после предложения Россией кредита в 2 млрд. долларов (1,4 млрд. фунтов, 1,5 млрд. евро) нищей бывшей советской республике, - простое совпадение. Как бы то ни было, данный шаг означает, что Москва, готовящаяся занять Манас после ухода американцев, полностью восстановила свои позиции доминирующей силы в Средней Азии, которой она правила вплоть до распада советской империи в 1991 г. Похоже, США, изгнанные подобным образом из Узбекистана в 2006 г., вскоре будут вытеснены из региона.

Даже несмотря на улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой с приходом администрации Барака Обамы, Средняя Азия остается негласной ареной противостояния двух держав, на которой Россия противодействует влиянию США.

На этой неделе Америка и Россия устами президентов Обамы и Медведева вновь подтвердили на лондонском саммите желание 'нажать кнопку перезагрузки' своих отношений, ухудшившихся при последней администрации США. Но на заднем плане продолжали мелькать разногласия по таким вопросам, как размещение системы противоракетной обороны в Центральной Европе и - это, пожалуй, самая деликатная проблема - отношения России с ныне суверенными государствами, бывшими некогда частью СССР. По этой теме лидеры практически не высказывались.

Здесь проходит испытание воли двух держав, новейшая версия 'Большой игры' XIX века между Россией и Британией. На кону стоят военные базы, поставки нефти и газа и конкурирующие модели государственного устройства в регионе, стратегическое значение которого подчеркивается войной в Афганистане и растущей энергетической зависимостью Европы.

'В те годы, когда я занимал должность эксперта по России в Совете по национальной безопасности при президенте Буше[-младшем], ни один другой вопрос не отравлял так отношения, а после моего ухода ситуация только ухудшилась', - говорит Томас Грэм (Thomas Graham), работавший в Белом доме в 2002-2007 гг. Этот вопрос вызывает столь острые разногласия потому, что затрагивает саму идентичность каждой из стран, добавляет он.

'Способность России осуществлять свое влияние и демонстрировать силу в регионе... подтверждает в ее собственных глазах статус великой державы, ибо чем занимаются великие державы, как не распространением влияния на соседние регионы?' - говорит Грэм. Для США регион стал 'важнейшим испытательным полигоном способности Америки осуществлять в мире после 'холодной войны' то, что американские элиты считают своей исторической миссией - продвижение демократии и свободы рынков'.

Новая 'Большая игра' разворачивается на огромной территории - от китайской границы до польской - включающей в себя такие дисфункциональные демократии, как Украина, нефтяные автократии типа Казахстана и Туркменистана и этнические пороховые бочки, среди которых - Грузия и Армения. Углеводородные резервы Центральной Азии - большой стратегический приз, поэтому ключевое значение имеет контроль над трубопроводами, ведущими на Запад. Однако наибольшее значение, по мнению многих стратегических мыслителей, имеет сохранение суверенитета этой группы нестабильных стран для сдерживания российских неоимперских амбиций.

В настоящее время почти все говорит о том, что Россия отвоевывает потерянное за полтора десятилетия, прошедшие после 1991 г. Зенитом американского влияния в бывшем Советском Союзе была середина этого десятилетия, когда в регионе были размещены американские военные базы, в состав НАТО в 2004 г. вошли три бывшие советские республики Прибалтики, а так называемые 'цветные революции' в Грузии (2003) и на Украине (2004) привели к власти прозападные правительства вместо промосковских. Но позже ситуация изменилась: украинская 'оранжевая революция' выродилась в политическое противостояние бывших союзников, Москва разгромила Грузию во время войны в августе прошлого года, унизила Киев в конфронтации вокруг поставок газа в январе и готовится занять место Пентагона на базе 'Манас'.

Поскольку геополитическое влияние означает в первую очередь зависимость, глобальный кредитный кризис придал соперничеству новое измерение. Для стран, оказавшихся в тяжелом финансовом положении, - таких, как Украина, Беларусь, Армения и Кыргызстан - Россия оказалась незаменимым партнером, имеющим власть спасти или погубить целые государства.

Руководствуясь, по-видимому, стремлением заручиться лояльностью своих бывших подданных, Москва предложила им двусторонние кредиты на миллиарды долларов и создает фонд срочной помощи государствам Евразийского экономического сообщества, пассивной до недавних пор организации, включающей в себя шесть бывших советских республик, в том числе, Россию. Предполагается, что эта помощь будет более гибкой, чем помощь Международного валютного фонда, предоставляющего кредиты только на определенных условиях, и Европейского Союза, озабоченного, прежде всего, воздействием кризиса на свои страны.

Генеральный секретарь ЕврАзЭс Таир Мансуров говорит, что размер фонда срочной помощи составит 10 млрд. долларов, из которых 7 миллиардов будут вкладом России, и что он начнет функционировать в течение двух-трех месяцев.

'БОЛЬШАЯ ИГРА'

С 'карабином в одной руке и плеткой в другой' исследователь Николай Пржевальский появился в 1870-е годы на просторах Средней Азии, став самым знаменитым российским игроком в 'Большой игре', этой дуэли за влияние.

В этой 'игре', названной так Редьярдом Киплингом, британские офицеры противостояли таким соперникам, как Пржевальский, который путешествовал по горам и степям Евразии, добиваясь расположения эмиров, сатрапов и ханов, контролировавших эту территорию.

Пржевальский пытался склонить на сторону России Далай-ламу при помощи 23 верблюдов, груженых золотом, клубничным вареньем и фотографиями петербургских актрис. Британия предлагала оружие и титулы от королевы Виктории. По сути, игра так и не прекратилась, хотя изменились ее игроки и параметры.

Даже потратив миллиарды на спасение гибнущих финансовых и промышленных групп, Россия по-прежнему обладает финансовыми резервами примерно в 385 млрд. долларов, занимая по этому показателю третье место в мире, и мало чем ограничена в своих расходах.

'Россия пытается воспользоваться кризисом для того, чтобы купить пару-тройку государств, - шутит Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги. - Эти страны - в большей дыре, чем Россия. При таких обстоятельствах за деньги можно приобрести немало'.

После войны в Грузии в августе прошлого года Медведев сделал заявку на региональную гегемонию, и Кремль подкрепляет слова делами. В телевизионном интервью, данном в черноморском курортном городе Сочи, российский президент заявил, что у России, 'как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся ее привилегированные интересы', добавив, что этот регион включает в себя многие соседние с Россией государства, но не ограничивается ими. Его заявление было воспринято большинством аналитиков, как констатация существования 'сферы влияния', в которой Россия обладает последним словом по всем вопросам - от заключения военных альянсов до контроля над нефтяными месторождениями и избирательным процессом.

Россия впервые говорит в таком тоне после того, как Борис Ельцин подписал беловежские соглашения о роспуске союза и призвал новые независимые республики брать 'столько суверенитета, сколько они смогут проглотить'.

Очевидно, что подобное мышление осталось в прошлом, хотя аналитики считают, что есть предел тому, чего могут достичь русские. 'Теперь они действительно способны сорить деньгами, они стали более самоуверенными и напористыми, - говорит Димитрий Саймс (Dimitri Simes), глава вашингтонского Центра Никсона. - Существует разница между попытками играть роль в своем регионе и воссоздать Советский Союз. А эти страны вовсе не собираются отказываться от суверенитета'.

По словам Тренина, Россия говорит своим соседям, что существуют четкие правила. 'Номер один: вы не можете вступать в военный альянс с иностранной державой. Номер два: не размещайте у себя войска третьих стран без согласия России. Номер три: не перемещайте по своей территории войска третьих стран без согласия России'.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров допускает, что формула Медведева могла 'многих напугать', но отрицает, что под ней подразумевается раздел сфер влияния в духе девятнадцатого века или создание супергосударства в духе двадцатого. В интервью, которое Лавров дал в своем кабинете в серой громадине здания министерства иностранных дел, нависающего на Москвой, он отметил: 'У нас есть особый интерес, который уходит корнями в историю этих стран, и у них есть такой же интерес к Российской Федерации, в экономическом плане с точки зрения гуманитарных нужд населения'. 'Наши отношения с этими странами можно охарактеризовать как привилегированные. Это слово многих напугало, однако оно означает лишь привилегированное партнерство', - добавляет он.

Тем не менее, очевидно, что российское видение 'привилегированного партнерства' вряд ли предполагает какую-то роль США в Средней Азии. Первоначально Москва одобрила размещение американских баз в регионе в знак солидарности после терактов 11 сентября 2001 г., но поддержка прекратилась после того, как США проспонсировали революции, приведшие к власти на Украине и в Грузии прозападные правительства.

Примечательно, что решение Узбекистана о выдворении американцев с базы в Ханабаде было принято в 2006 г. на заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества, военно-политического блока, включающего в себя Россию и Китай, который также проявляет интерес к региону в связи с его углеводородами. Эта организация многими воспринимается как инструмент снижения влияния Вашингтона в Средней Азии.

Еще большее значение с точки зрения интересов США имеет грядущее закрытие базы 'Манас'. Хотя Россия предлагает пользоваться своей территорией и территорией других среднеазиатских государств в качестве наземного маршрута снабжения войск НАТО в Афганистане, независимый российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр говорит, что закрытие базы 'Манас' 'саботирует' планы США в Афганистане и позволит России вести переговоры с позиции силы. 'Россия предлагает очень темную сделку, но это вполне в духе Realpolitik: 'Давайте порежем торт. Иначе останетесь в Афганистане одни'.

США выступает против подобного раздела сфер влияния. 'Мы продолжаем считать, что суверенные государства имеют право самостоятельно принимать решения и выбирать себе союзников', - заявил вице-президент США Джо Байден в своем выступлении, ставшем самым громким на сегодняшний день заявлением администрации Обамы по поводу политики в отношении России. Американские дипломаты предупреждают, что в долгосрочном плане Вашингтон вряд ли будет вести себя пассивно в регионе.

Между тем, российские аналитики предвидят победу Москвы в следующих нескольких раундах Большой игры - они предсказывают, что поддерживаемые США правительства Грузии и Украины лишатся власти. В Грузии после катастрофической августовской войны, виновником которой считают президента Михаила Саакашвили, все больше недовольных его правлением. Рейтинг популярности прозападного президента Украины Виктора Ющенко составляет 3 процента, и он вряд ли будет переизбран на выборах в январе.

Уход Саакашвили и Ющенко проложил бы путь режимам, менее 'зацикленным' на Соединенных Штатах, и преподал бы урок другим главам государств региона: милость Вашингтона не может их защитить. Вероятно, такие среднеазиатские автократы, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его узбекский коллега Ислам Каримов, учтут это и будут действовать соответствующим образом.

Хотя Соединенным Штатам по-прежнему есть за что бороться на постсоветском пространстве, Вашингтон столкнется с большими трудностями. Судя по поведению России в последнее время, Кремль считает, что перевес сил склоняется на его сторону.

Президенты строптивых республик

Беларусь

Возглавляемая Александром Лукашенко Беларусь служит России буфером на европейском направлении и маршрутом транзита газа на запад. В прошлом году она добилась получения кредита в 1,5 млрд. долларов, согласившись продать "Газпрому" часть своей трубопроводной системы и создать совместную с Россией систему противоракетной обороны.

Грузия

Михаил Саакашвили, пришедший к власти в 2004 г. после 'революции роз', которую, как подозревает Москва, организовали Соединенные Штаты, ведет страну по прозападному курсу. Стал менее популярен после войны с Россией, когда Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию.

Казахстан

Нурсултан Назарбаев ведет тщательно сбалансированную внешнюю политику, распределяя нефтяные контракты между Россией, Западом и Китаем. При высоких ценах на нефть и дешевых международных кредитах страна процветала, но теперь она обращается за поддержкой к Китаю и России.

Кыргызстан

При Курманбеке Бакиеве, избранном в 2006 г. в условиях хаоса, который воцарился после 'революции тюльпанов', свергнувшей бывшего лидера, отмечено усиление коррупции и преследований оппозиции и независимых СМИ, а также повышение влияния России.

Таджикистан

Первоначально Эмомали Рахмон сформировал коалиционное правительство с участием оппозиции, но позже отодвинул своих политических оппонентов в сторону. С советских времен Россия сохраняет в Таджикистане базу сухопутных войск и является главным стратегическим и торговым партнером страны.

Туркменистан

Гурбангулы Бердымухамедов пообещал ввести в стране демократию. Туркменистан сблизился с Россией, своим главным торговым партнером и единственным крупным получателем своего природного газа, хотя в настоящее время также строится трубопровод в сторону Китая.

Украина

Виктор Ющенко, пришедший к власти с прозападной программой, бросил вызов Кремлю, поддержав Грузию в войне 2008 г., но был унижен в ходе конфронтации вокруг газа. Украина, экономика которой находится на грани коллапса, пользуется российским фактором для воздействия на страны Запада.

Узбекистан

После нападения на США 11 сентября 2001 г. Ислам Каримов разрешил Соединенным Штатам использовать узбекскую военную базу, но выгнал американцев после того, как западные страны подвергли критике подавление восстания в 2006 г. Вскоре после этого был подписан пакт с Россией об обороне.