Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская Православная Церковь как растущая политическая сила

Русская Православная Церковь как растущая политическая сила picture
Русская Православная Церковь как растущая политическая сила picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сверкающий храм Христа Спасителя - бело-серое строение из мрамора, украшенное бронзовой лепниной и позолоченными листьями, это нечто большее, чем самая грандиозная и роскошная церковь...

МОСКВА - Сверкающий храм Христа Спасителя - бело-серое строение из мрамора, украшенное бронзовой лепниной и позолоченными листьями, это нечто большее, чем самая грандиозная и роскошная церковь.

Храм был построен в 90-е годы, став точной копией церкви, взорванной коммунистами в 1931 году. Этот собор стал олицетворением растущего политического влияния Московского Патриархата, которое сегодня, наверное, значительнее, чем в любой из моментов истории, начиная с 17-го века. Он также является всемирной штаб-квартирой обширных и постоянно расширяющихся деловых операций, объем которых, по мнению экспертов, составляет несколько миллиардов долларов.

Для десятков миллионов верующих в России Православная церковь это, прежде всего, священный институт, основа тысячелетней самобытности и культуры страны.

Кончина Патриарха Алексия II вызвала искреннюю скорбь у россиян, которые тысячами шли проститься с ним. 1 февраля духовное руководство провело интронизацию преемника Алексия Кирилла. Процедура посажения на престол этого внушительного человека с седоватой бородой и звучным голосом проходила в Храме Христа Спасителя в присутствии многочисленных знаменитостей и политических лидеров. Первой, кто получил причастие у Патриарха Кирилла, стала супруга президента Дмитрия Медведева Светлана.

Такие события в советскую эпоху были немыслимы, поскольку в те времена официально следовавшая атеизму коммунистическая власть относилась к верующим и священникам как к духовным отверженным и преступникам. Она лишила духовного сана и бросила в тюрьмы десятки тысяч священников самых разных вероисповеданий. Сейчас же церковь "стала серьезной силой в обществе", как заявил в начале марта Associated Press бывший советский лидер Михаил Горбачев.

Однако критики утверждают, что в последнее десятилетие Московский Патриархат пожертвовал частью своего духовного авторитета в погоне за политической властью и коммерческим успехом. Некоторые даже сравнивают церковь с ее бывшим заклятым врагом и обидчиком - правящим Политбюро коммунистической партии. По словам Романа Лункина из Кестонского института (Keston Institute), который занимается исследованиями религии в бывшем Советском Союзе, церковь "превратилась в авторитарную и тоталитарную структуру".

Священник, который осудил вынесение приговора и заключение в тюрьму бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, ставшего одним из главных врагов тогдашнего президента Владимира Путина, в 2006 году был лишен сана, и его назначили охранять церковный склад. Руководство церкви заявило, что решение это не носит политический характер, но имеет отношение к "дисциплине" священника.

Епископ Чукотский Диомид, который раскритиковал Алексия II за его якобы подобострастное отношение к Кремлю, в прошлом году был понижен в чине до простого монаха. Церковь обвинила сторонников Диомида в том, что они планировали захватить власть в Патриархате.

Церковный собор в 1997 году отлучил от церкви священника и бывшего депутата Госдумы Глеба Якунина, когда тот возглавил государственную комиссию, сделавшую вывод о том, что большинство высокопоставленных священников, включая Патриарха Алексия и его будущего преемника Кирилла, являлись информаторами КГБ.

Церковь постоянно отрицает данные утверждения, называя их "абсолютно недоказанными", и говорит, что во времена СССР высокопоставленным церковным деятелям приходилось "общаться" с Советом по делам религии, который передавал их доклады в КГБ. Церковь также заявила, что Якунин работает на американскую разведку.

"К сожалению, православное христианство антидемократично и приветствует авторитарное правление", - заявил во время интервью в своем московском офисе Якунин, который провел годы в Гулаге за критику советской политики в области религии. Сегодня этот 74-летний священник возглавляет Апостольскую Православную Церковь. Это отколовшееся от основной ветви течение, которое преследуют власти в России и Белоруссии.

Несмотря на то, что по российской конституции церковь отделена от государства, президент Борис Ельцин и его преемник Владимир Путин сформировали политический альянс с Православной церковью - и этот альянс сохраняется при преемнике Путина Медведеве. Кирилла по Москве сопровождает целая кавалькада из кремлевской охраны, а в списке государственных официальных лиц ему отведено шестое место.

Политолог с хорошими связями в Кремле Станислав Белковский говорит, что церковь стала "кремлевским министерством по спасению душ".

Церковные руководители благословляют кремлевские планы по ликвидации части социальных льгот для престарелых, призывают молодежь добровольно идти на военную службу, чтобы служить в Чечне, освящают новые боевые корабли и ядерные ракеты, называя их "ангелами-хранителями России". Церковь также поддерживает официальную идеологию Кремля, которая утверждает, что уникальная историческая роль России делает ее неподходящей для либеральной демократии западного образца.

"Церковь пытается предложить новую антиевропейскую утопию, - пожаловался в декабре в своей статье на страницах французской газеты Le Monde известный писатель Виктор Ерофеев, - ее главный принцип таков: российские ценности отличаются от западных".

Политическая лояльность церкви окупается ей сторицей.

Нижняя палата парламента, Государственная Дума, рассматривает законопроект о возврате церкви почти трех миллионов гектаров земель, которые были национализированы после большевистской революции 1917 года.

Федеральные и местные власти вносят на счета церкви пожертвования, освобождают ее от налогов, а также предоставляют ей иммунитет от государственных норм регулирования бизнеса. Так, власти Москвы помогают церкви собирать средства на различные важные дела, заставляя частный бизнес вносить пожертвования. Одним из таких благих дел стало восстановление Храма Христа Спасителя.

Сам храм стал отражением двойственного внимания церкви - к духовной жизни и к коммерческой деятельности. Там есть химчистка, банкоматы, сдаваемые в аренду конференц-залы, а также удобная подземная парковка.

По словам Николая Митрохина, возглавляющего исследовательский институт изучения религии в бывшем Советском Союзе, церковь создавала свое состояние, начиная с 90-х, когда она торговала табаком и алкоголем, занималась экспортом нефти и осетровых, строила торговые центры и отели, а также имела в своем распоряжении ювелирные магазины, в которых якобы торговали и поддельными украшениями. Церкви также принадлежат книгоиздательские концерны и органические фермы.

Официальный представитель церкви протоирей Всеволод Чаплин подтвердил, что Патриархату принадлежат многие коммерческие структуры. Вместе с тем, Чаплин заявил, что табачный и нефтяной бизнес оказались неприбыльными, и что церковь им больше не занимается. Он также опроверг заявления о том, что коммерческие дела церкви мешают ее духовной миссии.

"Я не вижу ничего плохого в том, что церковь вкладывает инвестиции в такого рода работу", - заявил он Associated Press.

Патриархат не публикует свою финансовую отчетность, однако по оценке Митрохина, годовой доход Православной церкви составляет несколько миллиардов долларов.

Подобная секретность порождает обвинения в том, что церковь занимается отмыванием денег, хотя руководство церкви это отрицает. "Все их финансовые потоки текут в темноте", - говорит исследователь религии из Московского государственного университета Сергей Филатов.

Церковь заявляет, что почти половину своих доходов она получает от четырехзвездочной гостиницы в Свято-Даниловом монастыре, находящемся неподалеку от Кремля, а также от фабрики в окрестностях столицы, где делаются иконы и прочие предметы культа.

Церковь продает религиозные товары в таких местах как златоглавый монастырский комплекс Троице-Сергиевой Лавры, находящийся в 70 километрах к северо-востоку от Москвы, где паломники, несмотря на холод, выстраиваются в очередь, чтобы поцеловать усыпальницу Святого Сергия, одного из святых заступников России. Многие паломники заходят в многочисленные магазины, где идет торговля иконами, календарями, картинками на магнитах и более дорогими вещами, такими как драгоценности с изображением Иисуса или святых.

Некоторые жители Сергиева Посада недовольны возникшей здесь атмосферой коммерции. "Это как супермаркет, - говорит инструктор боевых искусств и набожный прихожанин 38-летний Александр Беккер, - о какой духовности можно говорить среди этих торговцев?"

Другие верующие заявляют, что богатство церкви помогает распространять слово Божье, оказывать помощь нуждающимся и восстанавливать тысячи церквей и монастырей, уничтоженных или оскверненных во времена коммунистического правления.

"Нам надо еще очень многое восстановить из того, что уничтожили коммунистические иконоборцы, - говорит 51-летний священник из центрального российского города Владимира отец Виталий, - а деньги с неба не упадут".

Высшая церковная власть живет в роскоши и великолепии. Но многие священники еле-еле сводят концы с концами, продавая свечи и сувениры, собирая скромную плату за венчание и отпевание, а также за освящение новых домов, офисов и автомашин.

"Мы верим в Господа, но рассчитываем сами на себя", - говорит улыбчивый 37-летний священник отец Александр, только что освятивший за 140 долларов новый офис в центре Москвы.

Некоторые эксперты говорят, что благодаря религиозному возрождению, которое возглавляет Православная церковь, постсоветское политическое руководство России стало более добрым и мягким, нежели его коммунистические предшественники.

"В коммунистические времена у власти не было совершенно никаких человеческих и нравственных принципов, - говорит Андрей Зубов из Московского государственного института международных отношений, - сейчас же, когда многие политики стали верующими, они соотносят свою жизнь с нравственными принципами".